"ФЕДР"

«ФЕДР» (Φαῖδρος ἢ περὶ ἔρωτος, ἠθικός, подзаголовок: «О любви, этический») – диалог Платона [ПЛАТОН], первая редакция возникла, вероятно, в конце 380-х гг. до н.э., поздняя редакция может относиться к 350-м гг., следует предположить также редакцию, составленную перед 2-й сицилийской поездкой ок. 369–367. Время действия «Федра» – 418–416. Действующие лица: Сократ и Федр – восторженный поклонник красноречия и философии (ср. «Протагор», «Пир»). Помимо вступления (227а – 230е), где описано место действия – платан на берегу речки Илис в пригороде Афин, в диалоге 4 части: 1) Федр зачитывает речь Лисия (230е – 234с) о том, что невлюбленный поклонник предпочтительнее влюбленного, в которой пародирует некоторые положения Антисфена из Афин [АНТИСФЕН ИЗ АФИН]; 2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит свою 1-ю речь (в которой можно усмотреть некоторые намеки на Исократа) (237b – 241d); 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ произносит свою 2-ю речь (243е – 257b), которая преимущественно и подвергалась расширению и редактированию – в дошедшем до нас варианте Сократ, восхвалив «божественное безумие», определяет душу как самодвижное и потому бессмертное начало: уподобив разумное начало души (λογιστικόν) возничему, управляющему крылатой парной упряжкой (аффектами), в которой один конь благороден (θυμοειδές), а другой – его противоположность (ἐπιθυμητικόν), Сократ рассказывает о жизни богов, занебесной области – сфере истинного бытия и о человеческих душах, которые в меру подобия божеству достигают занебесной области или же «теряют крылья» и, отбывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю; видевший истинную красоту узнает ее отблеск в человеческой красоте и тогда, испытывая состояние влюбленности, вспоминает зрелище неземной красоты, и его душа окрыляется; 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257b – 279с): для хорошей речи необходимо знание того, о чем идет речь, а также знание подобия и неподобия; рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды – диалектика; в отличие от существующей риторики истинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеческой души; при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи; мудрый предпочтет сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие. Несмотря на многоплановость «Федра», его отличает композиционное единство: речь Лисия – пример речи, не основанной на знании; 1-я речь Сократа – пример речи, основанной на сознательном введении в заблуждение (на знании неподобия); 2-я речь Сократа основана на знании, в ней используется диалектический метод; рассуждение о риторике ставит общую проблему метода, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание.

Уже античные толкователи по-разному определяли тему «Федра»: любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника Гермия, 5 в.). Общая проблема всех частей «Федра» – субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходящая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь).

Русский перевод:

1. И.Сидоровского (1780),

2. В.Н.Карпова (1863),

3. Н.Мурашова (1904),

4. С.А.Жебелева (1922),

5. А.Н.Егунова (1965).

Издания:

1. Федр, пер. А.Н.Егунова, вступ. ст. и комм. Ю.А.Шичалина (греч. и рус. текст). М., 1989;

2. Robin L. Phèdre, introd., texte et trad. fran. P., 1933;

3. Platoʼs Phaedrus, transl. with introd. and comm. by R.Hackforth. Cambr., 1952;

4. Phèdre, texte ét trad, par С.Moreschini et P.Vicaire, pref. De J.Brunschwig, introd. et notes par G.Samama. P., 1998 (Les Belles Lettres);

5. Fedro, a cura di G.Reale, testo critico di John Burnet. Milano, 1999 (библ.).

Литература:

1. Hermiae Alexandrini in Platonis Phaedrum Scholia, ed. P.Couvreur. Р., 1901;

2. De Vries G.J. A commentary on the Phaedrus of Plato. Amst., 1969;

3. Thompson W.H. The Phaedrus of Plato. N. Y., 1973;

4. Griswold C. Self Knowledge in Platoʼs «Phaedrus». New Haven, 1985;

5. Ferrari G.R.F. Listening to the Cicadas. A Study of Platoʼs «Phaedrus». Cambr., 1987;

6. Understanding the «Phaedrus». Proceedings of the II Symposium Platonicum, ed. by L.Rossetti. Sankt Augustin, 1992 (сборник из 41 статьи о «Федре»).

Ю.А.Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me