"ТОПИКА"

«ТОПИКА» (Τοπικά) – логический трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат «О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶν ἐλέγχων). «Топика» часто цитируется Аристотелем под ее современным названием, а также как «Методика», «Диалектика» и «Сочинение по диалектике» (напр., An. Рr. I, 30, 46а30). Большинством исследователей «Топика» признается одним из ранних сочинений Аристотеля. Составлена из отдельных разновременных статей; отдельные части текста не поддаются датировке. Самые ранние наброски находятся в кн. II–VII, 2, особенно в кн. III–IV. Заключительные слова кн. VII (гл.5, 155а37) создают впечатление общего подведения итогов первой редакции. Затем были написаны VII, 1 и закончена кн. IX. «Топика» представляет собой учебник, излагающий технику ведения диалектического спора. Практика проведения таких споров-дискуссий была очень распространена, но ее систематического описания не было (см. Тор. IX, 34, 183а37– 184b9). Трактат получил свое название от т.н. общих мест (κοινοὶ τόποι) – специфических оснований, или фигур, которыми, по Аристотелю, пользуются участники дискуссии. В наиболее ранней части текста (IV, 1,121b1) вместо τόπος Аристотель употребляет старое название «элемент» (στοιχεῖον) диалектического вывода; в «Риторике» (Rhet. II, 26, 1403а17) он говорит, что оба слова означают одно и то же. Т.о., топос – элемент диалектического, т.е. разговорного, силлогизма. Теория диалектического силлогизма, изложенная в «Топике», представляет собой самостоятельную логическую дисциплину, параллельную теории аналитического силлогизма, изложенной в «Первой Аналитике». В отличие от аналитического силлогизма диалектический силлогизм исходит не из «научных», т.е. достоверных, посылок, а из установленных, допущенных (ἔνδοξα) собеседниками, которые большинству людей или наиболее мудрым из них представляются вероятными. Цель диалектического вывода, и шире, диалектического спора – не выяснение истины, а победа над противником. Подобные дискуссии имели значение гл. о. как тренировка в логической аргументации.

Классификация топосов служит основой для членения «Топики» на три книги. В кн. II–III рассматриваются топосы из логических свойств случайного (привходящего) признака (συμβεβηκός, accidens). – В кн. IV– топосы из логических свойств рода (γένος, genus). – В кн. V – из свойств собственного признака (ἴδιον, proprium), в VI и VII кн. описываются требования, которым должна удовлетворять правильно построенная дефиниция (ὅρος, definitio). Привходящий и собственный признаки, род и определение у позднеантичных комментаторов получили название предикабилий [ПРЕДИКАБИЛИИ](praedicabilia), т.е. видов предикатов. Кн. VIII содержит практические советы по постановке и порядку задавания вопросов, а также излагает права и обязанности отвечающих; кн. I, содержащая предварительные замечания и важные терминологические разъяснения, написана как методическое введение ко всему труду.

Кн. IX, позднеантичное название которой («О софистических опровержениях») основывается на начальных словах книги (164а20) и заключительном выводе в конце гл. 11 (172b5–8), посвящена описанию софистических уловок, употребляемых в процессе диалектического спора. О софистическом способе ведения спора, получившем название «эленктического» (от ἔλεγχος, опровержение), мы можем получить представление также из ранних диалогов Платона (напр., «Евтидема»). Гл. 1–2 содержат описание ложных (неправильных) силлогизмов; гл. 19–23 описывают логические ошибки, основанные на языковой двусмысленности; гл. 25–30 – ошибки, имеющие внеязыковые причины.

Сохранились комментарии на «Топику» Александра Афродисийского (CAG ΙΙ.2) и на «О софистических опровержениях» – Михаила Эфесского (CAG ІІ.З) и Анонима (CAG ХХІІІ.4).

Рус. перевод М.И.Иткина (Аристотель, Собр. соч., т. 2. М., 1978).

Издания греческого текста:

1. W.D.Ross (1958);

2. J.Brunschwig (кн. I–IV) с франц. переводом и ценной вступит. статьей (Р., 1957);

3. A.Zadro с итал. переводом и комментариями (Napoli, 1974). Англ. перевод с комментариями: R.Smith (Oxf., 1963), R.Slomkowski (Leiden, 1997).

Литература:

1. Primavesi O. Die aristotelische Topik. Münch., 1996;

2. Beriger A. Die aristotelische Dialektik. Cambr., 1977;

3. Evans J.D.G. Aristotle’s Concept of Dialectics. Cambr., 1977;

4. Pater W.A. de. Les Topiques d’Aristote et la dialectique platonicienne. Fribourg, 1965;

5. Weil E. La place de la logique dans la pensée aristotélicienne. – «Revue de métaphysique et de morale» 1951, 56, p. 283–315;

6. Hambruсh E. Logische Regeln der platonischen Schule in der aristotelischen Topik. В., 1904.

E.Г.Парфенова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me