"НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ"

«НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ», «Первоосновы теологии» (Στοιχείωσις θεολογική) – сочинение Прокла [ПРОКЛ](5 в.), представляющее собой руководство по теоретической философии, единственный в своем роде свод основных понятий и методов неоплатонизма [НЕОПЛАТОНИЗМ]. Вероятно, одно из самых поздних сочинений Прокла (написано после «Платоновской теологии»), который нигде не ссылается на него, тогда как последующие платоники (Псевдо-Дионисий, Дамаский) явно знают текст «Начал теологии». Состоит из 211 параграфов, первые 112 из них посвящены категориям неоплатонической философии, выступающим в виде оппозиции (единое–многое, производящее–производимое, выступление–возвращение, самодовлеющее–несамодовлеющее, самодвижное–движимое иным, вечность–время, целое–часть, предел–беспредельное). Категории эти рассматриваются на фоне иерархии бытия (ум–душа–тело), истекающего из сверхбытийного начала – Единого [ЕДИНОЕ](параграф 20: «Выше всех тел – сущность души, выше всех душ – мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций – единое»). Остальные 99 параграфов характеризуют функционирование этих оппозиций при конструировании сферы сверхбытийных генад-богов, сферы ума (нуса [НУС]) и души. «Начала теологии» не касаются проблем физики и этики. Повлияли на сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, а через них – на всю средневековую философию (разумеется, и Псевдо-Дионисий, и другие христианские авторы не принимали прокловской концепции генад-богов). Кроме того, в Средние века была чрезвычайно популярна «Книга о причинах»– латинская компиляция, составленная на основе арабского переложения «Начал». В 12 в. были переведены с греческого языка на латинский Вильемом Мербеке; переводом этим пользовался Фома Аквинский, хорошо знакомый и с «Книгой о причинах». Большое количество рукописей «Начал теологии» относится к 15–16 вв.; в знаменитых тезисах Пико делла Мирандолы [ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ]55 тезисов – заимствования из них. В 1587 Патрици делает новый латинский перевод. 1-е издание греческого текста «Начал теологии» Эмиля Портуса – в 1618; греческое издание Ф.Крейцера в 1822 и 1855. Лучшее издание с комментарием и английским переводом Э.Р.Доддса (1933, 1963).

Издания текста и переводы:

1. Proclus. The Elements of Theology, a rev. text with transl., introd. and comm. by E.R.Dodds. Oxf., 1963;

2. Elements de Theologie, trad., intr. et notes par J.Trouillard. P., 1965;

3. Elementatio theologica, tr. Guillemo de Morbecca, hrsg. v. H.Bocse. Leuven, 1987;

4. Elements of theology, transl. by Th.Taylor. L., 1999;

5. Первоосновы теологии, пер. и комм. Α.Φ.Лосева. Тбилиси, 1972 (переизд. M., 1993).

Литература:

1. Lowry J.M.P. The logical principles of Proclus’ Στριχείωσις θεολογική as systematic ground of the cosmos. Amst., 1980;

2. Hataway R. The anatomy of the neoplatonists metaphysical Proof.– The structure of Being. A neoplatonic approach, ed. R.Baine Harris. Norfolk, 1982, p. 122–136;

3. Boese H. Wilhelm von Moerbecke als Übersetzer der Stoicheiosis theologike des Proklos. Hdlb., 1985.

См. также лит. к ст. Прокл [ПРОКЛ].

Ю.А.Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me