"ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ"

«ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» К.Поппера – первая опубликованная в 1934 книга К.Поппера (Logik der Forschung. Wien, 1934; пер. на англ. яз.: «The Logic of Scientific Discovery». L.–N. Y., 1959; сокращенный пер. на рус. яз. в кн.: Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983). В 1951–56 Поппер написал большую по объему работу под названием «Постскриптум к «Логике научного исследования»» и планировал опубликовать ее вместе с изданием английского перевода «Логики научного исследования», однако эта работа в трех томах появилась только спустя 25 лет после ее написания (Popper K. Postscript to the Logic of Scientific Discovery, v. I. Realism and the Aim of Science. L.–N. Y., 1983; Vol. II. The Open Universe. An Argument for Indeterminism. L.– N. Y., 1982; Vol. III. Quantum Theory and the Schism in Physics. L.–N. Y., 1982; сокращенный пер. на рус. яз. 3-го тома: Поппер К. Квантовая теория и раскол в физике. М., 1998).

Книга Поппера «Логика научного исследования» имела очень широкий резонанс прежде всего благодаря изложению в ней оригинальной концепции критического рационализма, своей явной антипозитивистской направленности и формулированию основных принципов фальсификационистской теории научного знания (фальсификационизм). В этой книге Поппер резко выступил против широко распространенного взгляда, согласно которому для эмпирических наук характерно использование индуктивных методов. Присоединяясь к юмовской критике индукции с логической точки зрения, он в то же время отвергает и психологическое оправдание индукции, принимаемое Юмом, и утверждает, что логику науки следует понимать как теорию дедуктивного метода проверки научного знания, т.е. как воззрение, согласно которому гипотезу можно проверить только эмпирически и только после того, как она была выдвинута. В соответствии с этими исходными установками Поппер предлагает заменить неопозитивистский принцип верифицируемости [ВЕРИФИЦИРУЕМОСТЬ]теорий (подтверждение универсального утверждения истинными единичными свидетельствами, из чего по логическим законам не следует истинность такого универсального утверждения), принципом фальсифицируемости [ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ](опровержения универсального утверждения противоречащим ему истинным единичным свидетельством). Из этого следует невозможность доказательства (подтверждения) гипотез и теорий, но до тех пор, пока попытки их опровержения являются безуспешными, такие теории можно считать подкрепленными эмпирическими данными.

Попперовская логика научного исследования противостоит логическому позитивизму и по ряду других важных пунктов. Согласно Попперу, реально существуют философские, метафизические проблемы и, в частности, проблема различения науки и ненауки, которую неопозитивисты пытались безуспешно решать как проблему языка науки на основе принципа верифицируемости. Эта проблема является действительно философской проблемой, а именно проблемой демаркации, и она успешно решается на основе принципа фальсифицируемости. В критическом рационализме Поппера отрицается, что чувственные восприятия, «чистое» наблюдение являются источником знания; по Попперу, не существует фундаментального, привилегированного источника знания. Он признает любой способ роста и развития знаний: прежде всего использование теорий и гипотез, а также метафизических систем, мифов и т.п. Поппер не признает дихотомии эмпирического – теоретического знания; по его мнению, любое знание, даже наш чувственный опыт, несет на себе отпечаток теорий. Следствиями фальсификационистской концепции научного знания являются попперовская теория погрешимости всего научного знания и его принципиальное утверждение о том, что все человеческое знание имеет предположительный, гипотетический характер (фаллибилизм). Метод проб и ошибок, согласно Попперу, является основным методом развития научного знания и, следовательно, он определяет путь развития науки. Идеи «Логики научного исследования» Поппера получили существенное развитие в последующих его сочинениях, прежде всего в ранее упомянутом «Постскриптуме», а также в книгах «Открытое общество и его враги» (англ. изд. – 1945; рус. пер. – М., 1992), «Conjectures and Refutations» (L., 1963) и «Objective Knowledge» (Oxf., 1972).

Литература:

1. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982;

2. Садовский В.Н. О К.Поппере и судьбе его учения в России. – «ВФ», 1995, № 10;

3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998;

4. Popper К. Unended Quest. An Intellectual Autobiography. L., 1992;

5. The Philosophy of Karl Popper. The Library of Living Philosophers, ed. by Schilpp P.Α., v. 14, b. I–II. N. Y., 1974;

6. Miller D. Critical Rationalism. A Restatement and Defence. Chic., 1994.

В.Н.Садовский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me