"ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ"

«ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ» (Πηγὴ γνώσεως) – главное догматическое сочинение преп. Иоанна Дамаскина [ИОАНН ДАМАСКИН]. Состоит из трех частей: «Диалектика, или 68 философских глав»; «Против ересей»; «Точное изложение православной веры». «Диалектика» представляет собой философскую терминологическую пропедевтику (определение знания; девять определений философии; краткое изложение «Введения» неоплатоника Порфирия к «Категориям» Аристотеля; разбор в аристотелевском духе понятий «сущность», «ипостась», «природа» и др.). «Против ересей» содержит краткую историю ересей (первые 80 ересей излагаются по Епифанию, еще 20 – по другим источникам практически без изменений; оригинально в первую очередь изложение ереси № 100 – ислам и 102 – иконоборчество). Главная и самая большая третья часть – «Точное изложение православной веры» – наиболее полное систематическое изложение догматов христианской веры из всех к тому времени существовавших. В ней 100 глав, которые с 13 в. на Западе принято было делить на 4 книги (по аналогии с «Сентенциями» Петра Ломбардского [ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ]). Первая книга (гл.1–14) – о Боге, вторая (15–44) – о творении и Промысле; третья (45– 73) – о Воплощении; четвертая (74–100) трактует христологию, мариологию, учение о таинствах, почитание святых, икон и Св. Писания, понятия закона и греха, учение об Антихристе, конце света и воскресении.

О необычайной популярности «Источника знания» свидетельствует количество сохранившихся рукописей: 218 полных списков «Диалектики», 237 – «Изложения», не считая многих сотен списков с сокращенными редакциями, выдержками и фрагментами. Уже в 10 в. «Источник» был переведен на языки: арабский, армянский, латинский (Иоанном Экзархом Болгарским) и церковнославянский. В 12 и 13 вв. появляются три новых латинских перевода – Цербана, Бургундия Пизанского и Роберта Гроссетеста.

Сочинения:

1. MPG, t. 94;

2. Точное изложение православной веры, пер. А.Бронзова. СПб., 1894 (репринт: М., 1992).

Литература:

1. Kotter В. Die Überlieferung der Πηγὴ γνώσεως des hl. Johannes von Damaskus. Ettal, 1960.

Т.Ю.Бородай

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me