ЮНГ

ЮНГ (Jung) Карл Густав (26 июля 1875, Кесвиль – 6 июня 1961, Кюснахт) – швейцарский психиатр и психолог. Получил медицинское образование в Базеле, с 1900 работал в клинике Бургхельцли (Цюрих) под руководством Э.Блейлера. В 1902 защитил докторскую диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В организованной им психологической лаборатории разработал словесно-ассоциативный тест, который стал источником для множества других проективных тестов. Известность в медицинском мире принесла ему книга «Психология Dementia Praecox» (1907). В 1907 встречается с З.Фрейдом, становится одним из самых активных его последователей, способствует распространению психоанализа [ПСИХОАНАЛИЗ]в Европе и Америке, избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации и является главным редактором журнала этой ассоциации. Как личные конфликты, так и теоретические разногласия ведут к разрыву с Фрейдом в 1913. В работе «Метаморфозы и символы либидо» (Wandlungen und Symbole des Libido, 1912) Юнг подверг критике учение Фрейда о либидо и выдвинул собственную концепцию коллективного бессознательного. В 20-е гг. эта концепция получает свой окончательный вид как теория архетипов коллективного бессознательного. Рост числа учеников и последователей способствовал формированию ассоциации «комплексной», или «аналитической» психологии; в 1948 в Кюснахте (под Цюрихом) был основан первый «Институт К.Г.Юнга». Юнгианская ассоциация располагает несколькими десятками подобных институтов в различных странах, будучи второй (после фрейдовской) по числу членов ассоциацией в рамках глубинной психологии [ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ].

Учение Юнга, разрабатывавшееся на основе эмпирического опыта – лечения пациентов, возникло под несомненным влиянием немецкого романтизма, учений Шопенгауэра [ШОПЕНГАУЭРНицше [НИЦШЕ]. Коллективное бессознательное вполне сопоставимо с мировой волей Шопенгауэра, но с тем отличием, что лежащие в глубинах психики архетипы коллективного бессознательного получают у Юнга то виталистскую, то спиритуалистическую интерпретацию. В символах мифов и религиозных учений всех времен и народов ученый видит выражение истинной природы человека.

Психика рассматривается Юнгом как энергетическая система, в которой сознание и бессознательное взаимодействуют и дополняют друг друга. Целью терапии является «индивидуация», т.е. движение от «эго» (я) к глубинному архетипу Самости. Юнг называл свое учение «западной йогой», им был написан ряд трудов по восточным религиозно-философским учениям. Но значительно большее внимание он уделил гностицизму [ГНОСТИЦИЗМ]и алхимии, считая авторов гностических и алхимических трактатов своими предшественниками в области психологии. В последние два десятилетия своей деятельности он написал несколько работ (прежде всего «Ответ Иову»), в которых развивал собственный вариант гностического богословия. Его идеи получают распространение в далеких от науки кругах – он делается «гуру» для увлекающихся оккультизмом, восточными учениями и практиками медитации. В эти же годы им разрабатывается концепция «синхроничности» – акаузальных синхронных связей, т.е. значимых событий, принадлежащих различным реальностям, находящимся не в причинной, но в смысловой связи. Отталкиваясь от идей Лейбница, Юнг создает учение о своего рода предустановленной гармонии [ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ]между физическими и психическими событиями, процессами во внешнем и внутреннем мире. Такого рода связями Юнг объясняет различные парапсихологические феномены, древнюю магию и т.п.

Критика современной технической цивилизации и массового общества во многих трудах Юнга обусловлена тем, что человек Запада создал обезбоженный мир, предал забвению собственную религиозную традицию и истребляет прочие традиции по всему земному шару. На индивидуальном уровне это ведет к психопатологиям, а на социально-политическом – к распространению тоталитарных идеологий. Церковная традиция располагала средствами для трансформации энергии архетипов в прекрасный символический космос; начавшийся с протестантизма «штурм священных стен» привел к материалистической цивилизации, не обладающей такого рода универсумом, а потому особенно уязвимой для неожиданных «прорывов» энергии коллективного бессознательного.

Последователями Юнга в строгом смысле слова являются несколько тысяч практикующих психотерапевтов, получивших подготовку в учебных институтах ассоциации аналитической психологии. Но влияние его воззрений было значительно более широким. В академической психологии это влияние ограничивается теорией типов («интроверт – экстраверт») и указанными выше проективными тестами; некоторые привнесения Юнга в технику психоанализа в начале века сохранились и приняты даже ортодоксальными фрейдистами, враждебно относящимися к Юнгу. Хотя от его идей отталкивались некоторые видные историки мифологии и религии (К.Кереньи, М.Элиаде), взгляды Юнга в этой области нередко подвергаются критике – из частого повторения одних и тех же образов в мифах разных народов мира еще не следует их обусловленность архетипами коллективного бессознательного. Значительным было влияние Юнга на многих писателей, художников, кинорежиссеров и отдельных далеких от ортодоксии богословов.

Сочинения:

1. Gesammelte Werke, Olten, Bd. 1–20. Ζ., 1958–;

2. The Collected Works, Princeton, vol. 1–20. L., 1953–64;

3. Избр. труды по аналитической психологии. Цюрих, 1929;

4. Архетип и символ. М., 1991;

5. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994;

6. Психологические типы. СПб., 1995;

7. Ответ Иову. М., 1995;

8. Психология и алхимия. К., 1997;

9. AION. Исследование феноменологии самости. М., 1997.

А.М.Руткевич

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЮНГ — ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961) — швейцарский психоаналитик, психиатр, культуролог. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема исследования — «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов»)... Новейший философский словарь
  2. ЮНГ — 1. (Jung), Герман (1830 — 3.IX.1901) — швейц. рабочий-часовщик, деятель междунар. рабочего движения. Участвовал в Революции 1848-49 в Германии. После поражения революции эмигрировал в Лондон. Советская историческая энциклопедия
  3. ЮНГ — ЮНГ (Янг) (Young) Томас (1773-1829) — английский ученый, один из основоположников волновой теории света. Сформулировал принцип интерференции (1801) — высказал идею о поперечности световых волн (1817). Большой энциклопедический словарь
  4. ЮНГ — • ЮНГ (Young) Томас (1773-1829), английский физик и врач. Возродил волновую теорию СВЕТА, впервые выдвинутую в XVII в. Христианом ГЮЙГЕНСОМ. Содействовал появлению теории ЦВЕТОВОГО зрения Юнга-Гельмгольца и детально исследовал причину АСТИГМАТИЗМА. Научно-технический словарь
  5. ЮНГ — Карл Густав (Jung С. G., 1875-1961). Швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии. В юношеские годы увлекался философией и свою будущую профессию видел на грани соприкосновения философии и медицины. Психотерапевтическая энциклопедия
  6. Юнг — (Arctitis binturong) — в Ассаме название бинтуронга (см.) или черной медвежьей кошки (см. табл. II к ст. Медведевые). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. Юнг — I (Jung) Герман (1830 — 3.9.1901, Лондон), швейцарский часовщик, деятель международного рабочего движения. Участник Революции 1848—49 в Германии, после её поражения эмигрировал в Лондон. Большая советская энциклопедия
  8. Юнг — орф. Юнг, -а: модуль Юнга Орфографический словарь Лопатина
  9. Юнг — (young) Томас (1773–1829), английский физик, врач и астроном, один из создателей волновой теории света, член Лондонского королевского общества (1794), в 1802—29 гг. – его секретарь. Техника. Современная энциклопедия
  10. Юнг — Карл Густав Юнг (Jung) (1875-1961) швейц. психиатр, создатель школы “аналитич. психологии”. Получив мед. образование в Базеле, Ю. с 1900 работает в психиатрич. клинике Бургхельцли. После защиты докт. дис. (“О психологии и патологии т.н. Словарь по культурологии
  11. Юнг — Юнг корабельный мастер в СПб. 1751 г. {Половцов} Большая биографическая энциклопедия