ЭССЕИЗМ

ЭССЕИЗМ – жанр современного философствования, обозначающий явно выраженный эстетический характер спекулятивно-художественного мышления. Под эссеизмом также понимают совокупность философско-художественных произведений в области мысли. В западноевропейской культуре эссеизм как самостоятельный философский жанр конституировался и стал возможен после «опытов» М.Монтеня. Французское essai – опыт, набросок, – утвердившееся в русском языке без перевода, прежде всего обозначало жанр литературного произведения философского характера, в единице текста которого подчеркнуто выражен индивидуальный взгляд на переживаемый и описываемый феномен, предмет или событие.

Философский эссеизм характерен ярко выраженной субъективной стилистикой мышления. В эссе философского характера явным образом проявляется исследовательская основа, которая реализуется сугубо индивидуальными, по ходу дела создаваемыми методологическими процедурами анализа рассматриваемого явления. Среди таких процедур можно отметить усиление и расширение метафорического дискурса, различные способы феноменологического редуцирования объекта (отстранение, провокация, элементы деконструкции, орнаментализация объекта, игровые вариации на темы объекта, смысловое зондирование массива текста и др.). Посредством их «эссе чередою своих разделов берет предмет со многих сторон, не охватывая его полностью, – предмет, охваченный полностью, теряет вдруг свой объем и убывает в понятие...» (Р.Музиль).

В современном философствовании эссеизм реализовался и как форма философского исследования ситуации предмета, и как способ жизни. В этой двойственности можно видеть, что испытанию на прочность подвергается непосредственно состояние осматриваемого предмета и тогда философское сознание работает в режиме правил литературы. Тогда сценографическими приемами создается пространство драматизма мысли и в эссеистском письме отчетливо видны черты артистизма и игры ума. Но т.к. эссе – это «опыт, поставленный на человеческой способности суждения, на себе самом» (Ф.А.Коган-Бернштейн), то испытанию на прочность подвергается сам исследователь, мышление которого в ситуации напряженного чувствования переживает в этом случае опыт риска изменения собственного сознания. В эссеизме исследователь производит обмен усилия на результат постигнутого и отдает себя как последний аргумент. Если этот аргумент внеположенная реальность отвергает, то возникает опасность потери человеческой самости.

История эссеизма от Монтеня и Паскаля, романтиков, Ф.Ницше и до широкой философской практики 20 в. демонстрирует ряд присущих ему общих признаков: (1) развертывание мышления на основе и от реальной фактуры индивидуального бытия, (2) эссеистское сознание являет себя в своих продуктах в качестве пара-мышления, (3) в эссе исследовательское сознание вынуждено каждый раз устанавливать начало мыслительного усилия.

Философский эссеизм в силу принципиально иной мыслительной традиции получил интенсивное развитие на Востоке, особенно в китайской и японской литературно-философской практике, где использовался прием «дзуйхицу» (кит. – «суйби»), означающий «писать за кистью». Тогда сознание эссеиста работает в режиме «письма за мыслью», в след узорам мыслительных переживаний.

Среди слабостей философского эссеизма, которые ведут к вырождению жанра, можно отметить: злоупотребление избыточными художественными средствами, субъективность как нарциссизм, отвлекающие маневры мышления от предмета, безответственность субъективных фантазий.

В русской литературно-философской и журналистской практике утвердилось адекватное жанру эссе понятие очерка. Но затем очерк с выполнением общих очертаний контура злободневного явления в основном стал практиковаться как жанр газетного фельетона, статьи, носящий характер не исследования и размышления, а описания мгновенной реакции. А ныне эссеизм вполне конституировался как философско-литературный жанр письма.

Литература:

1. Монтень М. Опыты, в 3 кн. М., 1979–1981;

2. Коган-Бернштейн Ф.А.Мишель Монтень и его «Опыты». – В кн.: Монтень М. Опыты. М., 1979, кн. III;

3. Борхес X.Л. Соч., в 3 т. Рига, 1994;

4. Гессе Г. Письма по кругу. М., 1987;

5. Музиль Р. Человек без свойств. М., 1984;

6. Алексеев В.А. Проблема художественного вымысла в очерке. – Ученые записки, сер. филологические науки, 1960, вып. 57, с. 95–112;

7. О публицистике и публицистах, вып. 1–2. Л., 1964;

8. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975;

9. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979;

10. Эпштейн М.Н. Законы свободного жанра (эссеистика и эссеизм в культуре Нового времени). – «Вопр. литературы». М., 1987, № 7, с. 120–153;

11. Крутиков В.А. Возможности эссеизма в понимании культуры. – В кн.: Социальная философия и философская антропология. Труды и исследования. М., 1995, с. 161–182;

12. Routh H.V. The Origins of the Essay. – «The Modem Language Review», XV, 1920, p. 28–40, 143–151;

13. Hardy B. The Apropriate from an Essay on the Novel. L., 1964;

14. Morris A.C. The Moderm Essay. N. Y., 1968;

15. Tauner W.M. Essays and Essays-Writing. Boston, 1931.

В.А.Кругликов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. эссеизм — ЭССЕИЗМ а, м. essai m. Очерковый характер, чего-л., описательность. Именно в критике он <�структуральный метод> не получил никакого распространения. Словарь галлицизмов русского языка