ЭКСТАЗ

ЭКСТАЗ (от греч. ἐκστασις – смещение, перемещение, исступление, восторг) – термин древнегреческой философии, заимствованный из области религиозных мистерий; выход человека из рамок вещественно-психической данности. Различались гнетущий, болезненный экстаз («габрис», страсть, опьянение) и «облегчающий» экстаз (в котором человек приобщается к трансцендентной «истине» бытия).

Плотин употребляет слово «экстаз» при описании сверхумного созерцания, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, возвышается над сферой бытия-ума (нуса [НУС]) и в некоем восторге и воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхбытийным единым [ЕДИНОЕ](«Эннеады» IV 9, 11, 23). Экстаз предполагает предварительное очищение души (катарсис), прошедшей все этапы добродетельной жизни и возвысившейся над «хороводом добродетелей» (VI 9, 11, 17). Плотиновское понимание экстаза было воспринято последующими неоплатониками (Порфирий, Прокл), а также патристикой (Псевдо-Дионисий Ареопагит, Августин). Однако для ортодоксальной христианской мистики «обожение» верующего в миг экстаза остается лишь виртуальным («энергийным»); идея сущностного единения с богом обычно решительно отвергалась (ср. осуждение катаров и богомилов, Иоанна Скота Эриугены, Экхарта).

В Новое время понятие экстаза постепенно утрачивает религиозный смысл. Романтики понимают экстаз как поэтический восторг, Ницше связывает его со стихийным, оргиастически-иррациональным началом в человеческой душе и культуре (см. Аполлоническое и дионисийское [АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ]). Наконец, в экзистенциализме «экзистенция» трактуется как экстаз, исступление из ложнодостоверного существования Man в напряженную безосновность, которая хотя и не обеспечивает обретения высшей истины, однако является главным условием ее достижения.

В.В.Бибихин, Ю.А.Шичалин

ЭКСТАЗ – доходящее до исступления состояние восхищения или восторга, если рассматривать его чисто этимологически. Хотя и можно говорить в целом об экстатических практиках и состояниях, известных с момента зарождения культуры и связанных поначалу с ритуалом, а позднее – с религиозным откровением, однако как понятие «экстаз» принадлежит уже нашему времени, ибо из способа существования – ограниченного определенными нормативными рамками (экстатические практики в качестве локальных зон самой культуры) – он переводится в разряд категории и шире – языка, на котором формулируются новейшие проблемы. Так, для современного французского мыслителя Ж.Батая [БАТАЙ]экстаз становится синонимом «внутреннего», или «вне-рассудительного», опыта, такого, при котором самость, утрачивая объект восхищенного созерцания, постигает собственные пределы. Это растворение контуров самости, обретение «я» принципиально иного порядка приравнивается им к ситуации «незнания». Экстаз связывается Батаем в первую очередь с эротическим желанием, которое, понимаемое как преодоление отдельным человеком своей «прерывности», или оторванности от других, в конечном итоге неотделимо от смерти. Возвращаясь к самим основам функционирования культуры, философ показывает, что она держится не только системой запретов, но и, казалось бы, совершенно посторонней им «трансгрессией», которая на деле лишь завершает их.

В интерпретации С.Эйзенштейна экстаз превращается в эстетический принцип построения кинокартины. Исследуя проявления пафоса как своеобразной композиционной структуры в различных видах искусств (живопись, литература, кинематограф и др.), а также мистические техники Игнатия Лойолы, Эйзенштейн фиксирует свое внимание на безо́бразном состоянии сознания, когда, свободное от каких-либо понятий, образов и представлений, оно погружено в сферу «чистого» аффекта. Этому состоянию сознания и должен соответствовать новый кинематограф, который, наподобие офортов позднего Пиранези, покадрово и в целом складывается из столкновений пространств «разной качественной интенсивности и глубины». Фактически речь идет о том, чтобы полностью завладеть зрительским вниманием, в основе чего лежит формализованная схема «эк-стазиса». Добиваясь подобного выхода зрителя из себя, иначе говоря «из состояния», Эйзенштейн стремится захватить образующуюся «пустоту», атакуя ее серией нарастающих по интенсивности кинообразов. Следовательно, экстаз оказывается и своеобразным проектом формирования самой зрительской аудитории, готовой к восприятию по-новому отснятых фильмов. Для Эйзенштейна как режиссера теория пафоса накрепко соединена с его кинематографическим экспериментом.

Такому пониманию экстаза близок и «театр жестокости» Антонена Арто, пытающийся восстановить в правах «вещественный смысл» аффективности («магические трансы») в противовес тотальному господству в европейском театре слова.

Литература:

1. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993;

2. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997;

3. Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. – В кн.: Избр. произведения в 6 т., т. 3. М., 1964;

4. Bataille G. L'Erotisme. P., 1957.

Е.В.Петровская

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Экстаз — (от греч. extasis – восхищение) — термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Сексологическая энциклопедия
  2. экстаз — -а, м. Высшая степень воодушевления, восторга, иногда переходящая в исступление. — У него любовь похожа скорее на религиозный экстаз католических монахинь, а не на живое страстное, человеческое чувство. И. Гончаров, Литературный вечер. [греч. ’έκστασις] Малый академический словарь
  3. Экстаз — (от греч. ékstasis — исступление, восхищение) высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление. Большая советская энциклопедия
  4. экстаз — орф. экстаз, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. экстаз — Экста́з/. Морфемно-орфографический словарь
  6. Экстаз — (греч. ekstasis – исступление, восхищение). Повышенное настроение, переживание восторга, необычайного счастья. При некоторых психических заболеваниях... Толковый словарь психиатрических терминов
  7. экстаз — ЭКСТАЗ а, ж. extase f., гр. Исступленно-воссторженное состояние; крайняя степень восторженности, доходящая до болезненности. БАС-1. Как ваши все друзья Должны в экстазе быть от этой перемены; Вы знаете меж них такие феномены. 1815. Словарь галлицизмов русского языка
  8. экстаз — см. >> воодушевление, горячность Словарь синонимов Абрамова
  9. Экстаз — (греч. ekstasis исступление, восхищение) 1) высшая степень восторга, воодушевления; 2) в психиатрии — аффективное расстройство в виде... Медицинская энциклопедия
  10. ЭКСТАЗ — ЭКСТАЗ (греч. ekstasis — нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) — состояние измененного сознания, сопровождающееся: потерей человеком ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным упоением... Новейший философский словарь
  11. экстаз — ЭКСТАЗ -а; м. [греч. ektasis — исступление, восторг] Книжн. 1. Высшая степень воодушевления, восторга, иногда переходящая в исступление. Впадать, приходить в э. Доводить зрителей до экстаза. Говорить что-л. в экстазе. В экстазе бить тарелки. Толковый словарь Кузнецова
  12. экстаз — (Греч.) Психо-духовное состояние; физический транс, который вызывает ясновидение, и блаженное состояние, порождающее видения. Теософский словарь
  13. экстаз — Экстаза, мн. нет, м. [от греч. ek – из и stasis – положение] (книжн.). Исступленно-восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности. Большой словарь иностранных слов
  14. ЭКСТАЗ — ЭКСТАЗ (от греч. ekstasis — исступление, восхищение) — высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления. Большой энциклопедический словарь
  15. экстаз — экста́з Через франц. ехtаsе – то же из лат. ехtаsis от греч. ἔκστασις "неистовство, исступление". Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. экстаз — экстаз I м. Состояние крайней степени восторженности, доходящее до исступления. II м. Разновидность аффективного психического расстройства. Толковый словарь Ефремовой
  17. экстаз — ЭКСТ’АЗ, экстаза, мн. нет, ·муж. (от ·греч. ek — из и stasis — положение) (·книж. ). Исступленно-восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности. «Экстаз... есть то возбужденное состояние. Толковый словарь Ушакова
  18. экстаз — ЭКСТАЗ, а, м. 1. Исступлённо-восторженное состояние (книжн.). Прийти в э. Говорить что-н. в экстазе. 2. Вид аффективного психического расстройства (спец.). | прил. экстатический, ая, ое. Экстатическая музыка. Толковый словарь Ожегова
  19. Экстаз — См. Энтузиазм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона