ШИЛЛЕР

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре – 9 мая 1805, Веймар) – немецкий поэт, философ и историк. Характер его мысли определен прежде всего традициями просветительского морализма – английской моральной философии 18 в., а также немецкой «популярной философии». Как моралисту Шиллеру присуще противопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане он воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей–моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Шиллера противоречивость мира – трагическая судьба. Морализм Шиллера определяет и то, что проблема человека, его истории и человеческого общества – главная в его философии. Здесь он смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гёте в сер. 90-х гг. было обусловлено тяготением Шиллера к идеалу гармонической цельности, переживание которой у Гёте было столь же первичным, как у Шиллера представление о расколе действительности, в отличие от Гёте целостность у Шиллера всегда остается равновесием динамической борьбы враждебных сил.

В философских сочинениях Шиллер стремится к преодолению противоположностей. Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человека, как, напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармонии «прекрасной душе» («О грации и достоинстве», 1793), что должно быть достигнуто эстетическим воспитанием («Письма об эстетическом воспитании», 1795). Придавая динамический характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Шиллер говорит о влечении к материи (чувственном влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных устремлений является влечение к игре, которое, соединяя оба влечения, физически и морально освобождает человека. Если предметом чувственного влечения является жизнь, в самом широком смысле, а предметом влечения к форме – образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т.е. красота. Игра – одно из центральных понятий Шиллера: это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетическая реальность») и творит самого себя как всестороннюю гармоническую личность, а общество как общество «эстетическое». В прекрасном, игре Шиллер надеется восстановить внутреннюю целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историческое противоречие между реальным и должным в человеческой жизни, современном обществе.

В философии культуры, развитой в статье «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795–96), характерно переплетение исторического и типологического планов анализа различных типов культуры. В историческом плане «наивное» – синоним нерефлектированного единства человека с природой, в типологическом плане «наивное» и «сентиментальное» – возможные типы художественного творчества вообще. «Наивный» поэт есть сама природа, «сентиментальный» – стремится к природе, и его поэзия идеальна. Различие между наивным и сентиментальным искусством есть различие между индивидуальностью и идеальностью, между искусством ограничения и искусством бесконечного стремления к идеалу. Здесь Шиллер выступает как предшественник типологического построения в эстетике романтизма (антитеза «классического» и «романтического» – у Ф. и А.Шлегелей, Шеллинга, а также у Гегеля). В целом философско–эстетические сочинения Шиллера представляют собой значительный шаг в развитии историзма в эстетике.

Сочинения:

1. Schillers Werke. Nationalausgabe, Bd 20, 21, Tl. 1–2 – Philosophische Schriften, hrsg. v. B.Wiese. Weimar, 1962–63;

2. в рус. пер.: Собр. соч., т. 6. M., 1957.

Литература:

1. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика 18 в. М., 1962, гл. 5;

2. Spranger E. Schillers Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen Schriften und Gedichten. B., 1941;

3. Buchwald R. Schiller, neue Ausg., Bd 1–2. [Wiesbaden], 1956;

4. Wiese B.v. F.Schiller. Stuttg., [1959];

5. Dilthey W. Schiller. Gött., [1959];

6. Müller R. Studien zum heutigen Schillerbild. Gött., [1961];

7. Staiger E. F.Schiller, [Z.], 1967;

8. Koopmann H. Fr.Schiller, Tl. 1–2. Stuttg., 1977 (лит.).

А.В.Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Шиллер — I Ши́ллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, — 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Большая советская энциклопедия
  2. ШИЛЛЕР — (Schiller), Иоганн Кристоф Фридрих (10.XI.1759 — 9.V.1805) — нем. поэт и драматург, историк; выдающийся представитель нем. Просвещения. Род. в Марбахе (герцогство Вюртемберг) в семье фельдшера, офицера на службе герцога Вюртемберг-ского. Драмы III. Советская историческая энциклопедия
  3. ШИЛЛЕР — ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (1759-1805) — немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. — «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь» и др. Новейший философский словарь
  4. ШИЛЛЕР — ШИЛЛЕР (Schiller) Иоганн Фридрих (1759-1805) — немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения; наряду с Г. Э. Лессингом и И. В. Гете основоположник немецкой классической литературы. Большой энциклопедический словарь