ШЕЛЕР

ШЕЛЕР (Scheler) Макс (22 августа 1874, Мюнхен – 19 мая 1928, Франкфурт-на-Майне) – немецкий философ, представитель феноменологии [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ],один из основоположников современной философской антропологии. Первый период развития Шелера проходит под влиянием неофихтеанца Р.Эйкена (под его руководством Шелер в 1899 защитил диссертацию «Опыт установления отношений между логическими и этическими принципами») и неокантианца О.Либмана. В 1900–07 Шелер – приват-доцент Йенского университета. В 1907 он входит в круг мюнхенских феноменологов, сохраняя при этом самостоятельность своих воззрений. С 1907 по 1910 преподает в Мюнхенском университете. С 1913 Шелер вместе с Гуссерлем издает «Ежегодник философии и феноменологических исследований» (Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung). С 1919 – профессор Кёльнского университета.

Применяя феноменологический метод в области этики, религии, философии культуры, Шелер «популяризировал» феноменологию, связав ее с основными идейными и философскими импульсами 1910–20-х гг. – психоанализом [ПСИХОАНАЛИЗ], философией жизни [ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ],дискуссиями об образовательной реформе и политической ориентации послевоенной Германии. Первый период его деятельности был посвящен созданию новой аксиологической концепции. В работе «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik, опубл. 1913–16) Шелер критикует этику Канта [КАНТ],считая, что сформулированный им моральный закон закрывает философии путь к построению конкретного учения о моральных ценностях, их содержательной иерархии и покоящихся на этой иерархии нормах, а также о включении моральных ценностей в жизнь человека. Ценности, по Шелеру, представляют собой объективные феномены, которые предписывают человеку нормы долженствования и оценок, даны ему a priori и идеально в актах чувствования и связаны с личностью как центром всех актов. Сущность человека Шелер усматривает не в мышлении или волении, а, следуя Паскалю, в любви: человек есть существо любящее (ens amans). Всякое познание и принятие ценности основывается на способности «участия» в бытии, коренящейся в любви. Личность понимается Шелером в традиции философии жизни Дильтея как единство различных «актов» – чувства, воления, мышления и любви. Личность уникальна и недоступна для какого-либо опредмечивания. Она познает себя только в осуществлении своих собственных актов, а других людей – только в соосуществлении или реконструкции их актов. Шелер говорит также о «коллективных личностях» – нации и государстве, которым, по его мнению, присуща особая форма сознания. Особое место занимает личность Бога, в направлении которой устремляется человек как личность.

В своей основополагающей работе по философской антропологии «Положение человека в космосе» (Die Stellung des Menschen im Kosmos, 1928) Шелер выделяет следующие ступени развития психического: чувственное стремление (присуще всему живому – от растения до человека); инстинкт; ассоциативная память; практический интеллект (praktische Intelligenz), заключающийся в способности выбора и предвидения; дух (присущ только человеку) – принцип, противоположный жизни, ибо дух зависит от органической природы. Принцип всего живого – это порыв (Drang), в котором действительность, переживаемая в опыте сопротивления, познается как «существование» (Dasein). Дух же дает возможность познать бытие как «сущность» (Wesen, Sosein). Взаимоотношение духа и жизненного порыва предстает в развитии культуры и общества как взаимодействие «идеальных» и «реальных» факторов – ибо дух сам по себе не в состоянии воплотить в действительность свои идеи, которые приобретают действительность лишь там, где соединяются с «реальными» факторами: инстинктами (напр., самосохранения), интересами, общественными тенденциями и т.п.

Философия религии Шелера, а также его трактовка феноменологии оказала большое влияние на М.Хайдеггера [ХАЙДЕГГЕР]в 1917–19, позднее (1925–29) выступившего против антропологизма Шелера.

Сочинения:

1. Gesammelte Werke, hrsg. von Maria Scheler, Bd. 1–10. Bern, 1954–63;

2. Wesen und Formen der Sympathie, 1913;

3. Vom Ewigen im Menschen. Lpz., 1921;

4. Die Wissensformen und die Gesellschaft. Lpz., 1926;

5. в рус. пер.: Избр. произв. M., 1994.

Литература:

1. Phänomenologische Forschungen, Bd. 6/7: Husserl, Scheler, Heidegger in der Sicht neuer Quellen. Freiburg i. Br. – Münch., 1978;

2. Phänomenologische Forschungen, Bd. 28/29: Studien zur Philosophie von Max Scheler. Freiburg i. Br. – Münch., 1994.

И.А.Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Шелер — (Scheler) Макс (22. 8. 1874, Мюнхен, — 19. 5. 1928, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист, один из основоположников аксиологии (см. Ценностей теория), социологии познания (См. Социология познания) и философской антропологии (См. Большая советская энциклопедия
  2. ШЕЛЕР — Шелер (Scheler) Макс (22.08.1874, Мюнхен- 19.05.1928, Франкфурт-на-Майне) — нем. философ-идеалист, основоположник философской антропологии и антропологической ориентации в социологии... Социологический словарь
  3. ШЕЛЕР — ШЕЛЕР (Scheler) Макс (1874-1928) — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания. Профессор в Кельне (1919-1928), во Франкфурте (1928). Новейший философский словарь
  4. Шелер — Макс Шéлер (Scheler) (1874-1928) ☼ нем. философ и социолог, основоположник филос. антропологии и антропол. ориентации в социологии, феноменологич. эмотивистской аксиологии и социологии знания как самостоят. дисциплины. Словарь по культурологии
  5. ШЕЛЕР — ШЕЛЕР (Sheler) Вернер (р. 1923) — немецкий фармаколог, академик (1973) и президент (в 1979-90) АН ГДР, иностранный член АН СССР (1982) и АМН СССР (1982). Труды по общей фармакологии, созданию лекарственных сердечно-сосудистых и противоопухолевых препаратов; по токсикологии, изучению белков крови. Большой энциклопедический словарь