ШВЕЙЦЕР

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (14 января 1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас – 4 сентября 1965, Ламбарене, Габон) – философ, теолог, музыкант, практикующий гуманист. Изучал теологию и философию в Страсбургском университете (1893–98), по окончании учился в Сорбонне, Берлине. В 1899 защитил диссертацию «Философия религии И.Канта», в 1900 – диссертацию по теологии. С гимназических лет изучал музыку, играл на фортепиано и органе, не прекращая этих занятий до конца жизни, занимался также органостроением. Директор семинарии св. Фомы в Страсбурге (1903–06). В 1905 окончательно оформилось решение Швейцера вторую половину своей в целом очень счастливо складывающейся жизни посвятить непосредственно служению людям. С этой целью в 1905–12 он изучает в Страсбургском университете медицину, в 1913 защищает докторскую диссертацию на тему «Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика». В 1912 женился на Елене Бреслау и через год вместе с ней, собрав предварительно деньги и необходимое медицинское оборудование, уехал в Африку, в местечко Ламбарене, которое прославилось благодаря его милосердной деятельности. К этому времени Швейцер имел уже европейскую известность, которую ему принесла монография «И.С.Бах» (1905), а также философско-теологические труды «От Реймаруса к Верде. История исследований жизни Иисуса Христа» (1906) и «История исследований учения апостола Павла» (1911).

Решение Швейцера круто изменить свою жизнь не имело непосредственных внешних поводов, явилось исключительно результатом его внутренних переживаний и размышлений. С 1913 и до конца жизни он трудится в Африке директором и врачом своей больницы. Периодически совершает поездки в Европу, иногда растягивавшиеся на годы (всего было 13 таких поездок). Начиная с 1919 периодически выступает с публичными лекциями, пропагандируя свое учение и рассказывая об опыте работы в Африке, а также дает органные концерты, собирая т.о. деньги для больницы. С нач. 1950-х гг. включается в борьбу за мир, сконцентрировав усилия на запрещении атомного оружия. Лауреат Нобелевской премии мира (1952). В этот период Швейцер не прекращал философских занятий, деля между ними и музыкой весь скудный (по преимуществу ночной) досуг от тяжелого врачебного труда. Его работы этого периода – «Христианство и мировые религии» (1924), «Мистика апостола Павла» (1930), «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (1935), «Речи о Гёте» (издавались в 1932, 1949, 1950), «Письма из Ламбарене» (1954) и др.

Основным произведением Швейцера является капитальное исследование «Философия культуры» (1923), состоящее из двух частей: «Упадок и возрождение культуры» и «Культура и этика». В нем он критически анализирует моральные основы европейской культуры, историю поисков основного принципа нравственности и излагает собственное жизнеучение благоговения перед жизнью [БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ], которое окончательно, в т.ч. терминологически, оформилось в 1915. Швейцер, по собственному признанию, испытал сильное влияние Ф.Ницше и Л.Н.Толстого; от первого он усвоил мысль о глубоком кризисе европейской культуры, от второго – о необходимости ее возрождения на путях этического обновления. По его мнению, причина кризиса культуры (господства материального над духовным, общественного над индивидуальным) заключается в том, что восторжествовавшее в Новое время оптимистическое и жизнеутверждающее мировоззрение не имело адекватной моральной основы – укорененной в мышлении этики. Человек не может мыслить, не мысля чего-нибудь; поэтому сам факт мысли не может обладать идентифицирующей его Я изначальностью. Такой изначальностью обладает воля к жизни; мысль, обернувшаяся на саму себя, упирается в факт жизни. Вместо cogito Декарта Швейцер провозглашает «я есть жизнь» и утверждает в качестве основного принципа оптимистического мировоззрения благоговение перед жизнью. Этот принцип является элементарным, его следует понимать прямо и буквально, как благоговение перед всякой жизнью: добро есть то, что утверждает жизнь, зло есть то, что разрушает ее. Этика имеет своим предметом отношение ко всему живому, сущему; она универсальна, т.к. может практиковаться каждым индивидом прямо и непосредственно. Благодаря принципу благоговения перед жизнью человеческая мысль оказывается изначально этически ориентированной, что избавляет ее от всех прочих моралистических ограничений. Воля к жизни опасно раздвоена, и человек, сколь бы разумен в своем поведении он ни был, не может жить, не нанося вреда другим жизням. Но это значит, что он обречен жить с нечистой совестью: этику нельзя отождествлять с необходимостью жизни, она противостоит ей. Зло не может быть уничтожено, но его можно минимизировать, что как раз и обязывает к постоянному этическому бодрствованию, напряженной ответственности. Швейцер (и в этом своеобразие его нравственной философии) считал, что не может быть синтеза добродетели и счастья. Возможно только их сочетание, основанное на ясном понимании их несовместимости и необходимости выбора. Необычная биография Швейцера предлагает вариант такого сочетания: первую половину жизни – счастью, вторую половину – добродетели. Этика (мораль) как основа и ориентир культуры не снимается материальными и институциональными достижениями последней, она остается ее живительным истоком и вечным укором.

Мысль Швейцера соответствовала духу философии жизни, он многое сделал для нового понимания жизни, свойственного 20 в·, однако его творчество развивалось вне основных профессионально-философских дискуссий и до настоящего времени остается в стороне от школьно-академических традиций.

Сочинения:

1. Gesammelte Werke in fünf Bänden. В., 1971;

2. в рус. пер.: И.С.Бах, пер. с франц. М., 1934; пер. с нем. М., 1964;

3. Благоговение перед жизнью. М., 1992 («Культура и этика», «Мистика апостола Павла» и др.; библиография);

4. Письма из Ламбарене. Л., 1989;

5. Мировоззрение индийских мыслителей (фрагменты). – В кн.: Восток – Запад. Исследования, переводы, публикации. М., 1988.

Литература:

1. Альберт Швейцер – великий гуманист XX века. М., 1970;

2. Гусейнов А.А. Альберт Швейцер: благоговение перед жизнью. – В кн.: Великие моралисты. М., 1995;

3. Носик Б.М. Швейцер. М., 1971.

А.А.Гусейнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Швейцер — I Шве́йцер (Schweitzer) Альберт [14.1. 1875, Кайзерсберг, Эльзас,—4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни (См. Большая советская энциклопедия
  2. ШВЕЙЦЕР — (Schweitzer), Иоганн Баптист (12.VII.1833 — 28.VII.1875) — деятель герм. рабочего движения. Адвокат. Ш. увлекался идеями Ф. Лассаля и вступил в основанный последним Всеобщий германский рабочий союз; стал одним из руководителей союза... Советская историческая энциклопедия
  3. ШВЕЙЦЕР — ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965) — немец-ко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. Новейший философский словарь
  4. Швейцер — Альберт Швéйцер (Schweitzer) (1875-1965) протестант. теолог, органист и музыковед, врач, основавший в 1913 госпиталь в Ламбарене (Габон), лауреат Нобелевской премии мира (1952). В 1893 занимался теологией и философией в Страсбург. Словарь по культурологии
  5. ШВЕЙЦЕР — ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965) — немецко-французский мыслитель, близкий к философии жизни, протестантский теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. В 1913 организовал госпиталь в Ламбарене (Габон). Большой энциклопедический словарь