ЧЖЭН МИН

ЧЖЭН МИН (кит. – выправление имен, исправление имен) – принятая в китайской философии формулировка социально-гносеологической проблемы соответствия реального номинальному. Впервые предложена применительно гл.о. к политико-административному управлению и упорядочению общества. Конфуций под идеей чжэн мин подразумевал необходимость соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу: «Правитель [должен быть] правителем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном»; «Когда имена неправильны, суждения несоответственны: когда суждения несоответственны, дела не исполняются» («Лунь юй»,XII, II). Эти высказывания выражают реакцию Конфуция на изменение социально-экономической и политической ситуации: с одной стороны, содержание социальных ролей менялось при сохранении прежних наименований (в частности, теряла влияние наследственная знать), с другой – эти наименования (титулы и звания) присваивались теми, кто не мог претендовать на них с точки зрения традиционных этико-ритуальных норм.

Представитель школы мин цзя [МИН ЦЗЯ] Гунсунь Лун [ГУНСУНЬ ЛУН]интерпретировал проблему чжэн мин в логико-семантическом русле, как проблему соотношения «имен/понятий» (мин) и «реалий» (ши): самостоятельность «имени» и в то же время связь каждого имени с единичной конкретной «реалией» обусловливает неизбежное изменение как «имени» при изменении «реалии», так и «реалии» в связи с переменой «имени». В «эклектическом» (цза цзя [ЦЗА ЦЗЯ];традиционно считается легистским) трактате «Гуань-цзы» (гл. «Синь шу шан» – «Искусство сердца», ч. 1) чжэн мин подразумевает служебную роль «[телесной] формы» по отношению к «имени»: первая – основание для присвоения второго, причем под понятие «[телесная] форма» подпадают поступки и общественное положение подданных, а «имя» означает прежде всего наименование их статуса и его регламентацию. Эти идеи развиты в легистском трактате «Хань Фэй-цзы»,где в заслугу «совершенномудрым» ставится «предопределяющая» роль «имен» (в том числе званий, титулов и т.п.) по отношению к вещам и делам, а чжэн мин отождествляется с правлением на основе закона (фа [ФА]).

Особое значение проблеме чжэн мин придавалось в конфуцианстве, где она закрепилась в трактовке Сюнь-цзы [СЮНЬ-ЦЗЫ],в трактате которого «Сюнь-цзы» представлены начальные формы синтеза конфуцианских и легистских доктрин. В главе «Чжэн мин» автор настаивает на применении единых «имен», которые определяли бы нормы социально-политической жизни. Пригодность этих «имен» для адекватного выражения «реалий» зависит не только от самой «реалии», но и от «договоренности» людей между собой относительно применения «имени». В то же время решающая роль в создании «имен», согласно «Сюнь-цзы», принадлежит упорядочивающей инициативе правителя.

А.Г.Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me