ЧЖАН ДУНСУНЬ

ЧЖАН ДУНСУНЬ (Чжан Дуншэн) (1884 или 1886, уезд Усянь провинции Цзянсу – 1973) – китайский философ и историк философии, пропагандист и интерпретатор западной мысли, политический деятель; ученик и последователь Лян Цичао [ЛЯН ЦИЧАО]. Президент Публичного университета Китая (1925–30), профессор философии пекинского Яньцзинского университета (1930–52); главный редактор еженедельника «Шиши синь бао» (1916–30), журналов «Цзефан юй гайцзао» (1919–20), «Цзайшэн цзачжи» (1932–46). В 1934–46 один из организаторов и руководителей Государственно-социалистической партии Китая (позднее Демократическо-социалистической партии), один из лидеров Демократической лиги Китая. После образования КНР – член Центрального народного правительства. В феврале 1952 подвергся критике как «независимый» идеолог, смещен со всех постов. Дальнейшая судьба неизвестна.

Главной проблемой философии Чжан Дунсунь считал природу и сущность познания, выработал теорию «гносеологического плюрализма», сочетавшую элементы «философии разума» в учении неоконфуцианства [НЕОКОНФУЦИАНСТВО]с идеалистическими идеями И.Канта, К.И.Льюиса, А.Н.Уайтхеда и А.С.Эддингтона. Исходя из позиции, близкой западной лингвистической философии, в частности общей семантике, он опирался на факт отсутствия в китайском языке (прежде всего вэньяне – языке традиционной китайской культуры) глагола-связки «быть» и производной от него субъектно-предикатной структуры предложения, которая является лингвистически адекватной формой выражения логического закона тождества. Поэтому, согласно Чжан Дунсуню, «система китайской логики в той мере, в какой мы можем называть ее системой, не основана на законе тождества». Западная «логика тождества» – продукт европейской языковой среды, теоретически осмысленной Аристотелем. Необходимый элемент этой логики – понятие субстанции как субъекта отождествления, также производное от глагола «быть», необходимо предполагающего субъект лингвистической предикации.

Грамматическая структура китайского предложения знаменует собой лишь взаимосвязь описываемых в нем объектов, ничего не говоря о соотношении объемов их понятий. Более того, даже отрицания (фэй, бу) в этом языке двусмысленны, они не позволяют однозначно судить, идет речь о противоречии или противоположности, т.е. отношении А и не-А или А и В, что делает нерелевантным закон исключенного третьего. Отсюда проистекает неэксклюзивность китайских классификаций и традиция определений с помощью антонимов, а не через род и видовое отличие.

Логику мышления в таких лингвистических категориях Чжан Дунсунь называет коррелятивной, или «логикой противоположности», которой чужды понятия тождества, противоречия, субстанции и формально-логический закон противоречия.

Отталкиваясь от идей Канта, Чжан Дунсунь рассматривал мораль как «самоограничение», практикуемое разумным существом. Концепцию «общей (единой) воли» и «теорию народного согласия» Чжан Дунсунь заимствовал у Ж.Ж.Руссо. Вместе с тем Чжан Дунсунь не избежал воздействия традиционной веры китайцев в моральное развитие и «самосовершенствование», прежде всего характерной для неоконфуцианства.

Сочинения:

1. Жэнь-ши лунь (Теория познания). Шанхай, 1934;

2. Чжи юй вэнь-хуа (Познание и культура). Чунцин–Шанхай, 1946;

3. Chang Tungsun. A Chinese Philosopher’s Theory of Knowledge. – «Review of General Semantics», 1952, v. 9;

4. Id. La logique chinoise. – «Tel quel», 1969, t. 38;

5. A Source Book in Chinese Philosophy, transl. and compiled by Chan Wingtsit. Princeton (N. Y.)–L., 1963, p. 743–50.

Литература:

1.  Белоусов С.Р. Об одной разновидности китайского буржуазного национализма. – «Проблемы Дальнего Востока», 1983, № 2;

2. Е Цин. Чжан Дунсунь чжэсюэ пипань (Критика философии Чжан Дунсуня). Шанхай, 1934.

А.И.Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me