ФИЛОН ИЗ ЛАРИСЫ

ФИЛОН (Φίλων) из Ларисы в Фессалии (159/158 – 84/83 до н.э.) – последний глава основанной Платоном Академии [АКАДЕМИЯ]. Его схолархат – эпоха т.н. «4-й Академии». Еще на родине Филон слушал ученика Карнеада Калликла. Ок. 24 лет приехал в Афины и в течение 14 лет был слушателем Клитомаха, после его смерти стал во главе Академии (Acad. Ind. XXXIII), единство позиции которой подчеркивал (Cic. Acad. I 13). В 88 из-за войны с Митридатом уезжает в Рим, где пишет сочинение («римские книги»), ставшее поводом для разрыва с ним его ученика Антиоха Аскалонского (Cic. Acad. II 11). Вероятно, Филон не вернулся в Афины.

Арий Дидим (ар. Stob. II 7, 2) приводит большую выдержку из его сочинения «Основные разделы философии» (Διαίρεσις τοῦ κατὰ φιλοσοφίαν λόγου). Вероятно, на какое-то сочинение Филона опирается «Лукулл» Цицерона (64–146); его влияние усматривалось также во всех пяти книгах «О природе богов», «Об ораторе» (III 54–143), «О крайнем добре и крайнем зле» (кн. IV).

Филон поначалу придерживался строгой антистоической позиции своего учителя Клитомаха, признавая «воздержание от суждения» и «непостижимость» в качестве оппозиции стоическому учению о «постигающем представлении» (Luc. 111). Но постепенно принимает более мягкую позицию: хотя вещи не воспринимаемы в соответствии со стоическим критерием, они воспринимаемы в соответствии с природой вещей (Sext. Emp. Pyrrh. I 235). Нумений уточняет, что вместо стоического «постигающего представления» Филон стал признавать в качестве критерия «очевидность» (ἐνάργεια) и согласованность (ὁμολογία) данных чувственного восприятия (фрг. 28, 8–9). В поздний период Филон также отказался от полного отрицания риторики (Сіс. Tusc. II 9). Мы не знаем его этических воззрений, но по введению к этическому разделу его «Основных разделов философии» видно, что он откликался (вероятно, прежде всего критически) на разработку в эллинистических школах основных пунктов этического учения: философия как медицина, необходимость очищения души от ложных мнений, учение о цели (счастье) и видах жизни, а также о законах государства и правилах частной жизни.

Несмотря на явственное изменение позиции Филона к концу жизни, руководимая им до 88 «4-я Академия», вероятнее всего, оставалась ортодоксально скептической. В то же время само его стремление отказаться от деления Академии на Древнюю и Новую и заново обосновать скептицизм ссылками на позицию Платона и Сократа было свидетельством общей тенденции этого периода вернуться к учениям и текстам основателя школы.

Фрагменты:

1. Wisniewski В. Philon von Larisa. Testimonia und Kommentar. Breslau, 1982;

2. Mette H.J. Philon von Larissa und Antiochos von Askalon. – «Lustrum» 28–29, 1986–87, p. 9–24;

3. Long A.A., Sedley D. N. (eds.). The Hellenistic Philosophers. Cambr. – L. – N. Y., 1987, vol. 1, p. 438–67, vol. 2, p. 432–457.

Литература:

1. Glucker J. Antiochus and the Late Academy. Gött., 1978, p. 13–91, 391–420;

2. Tarrant H. Scepticism or Platonism? The Philosophy of the Fourth Academy. Cambr., 1985;

3. Görler W. Philon aus Larisa. – GGPh, Bd. 4;

4. Die Hellenistische Philosophie, hrsg. v. H.Flaschar. Basel, 1994, S. 915–937.

Ю.А.Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me