ФЕОДОР ИЗ КИРЕНЫ

ФЕОДОР (Θεόδωρος) из Кирены, по прозвищу Безбожник (ὁἌθεος) (ок. 300 до н.э.) – греческий философ, представитель Киренской школы [КИРЕНСКАЯ ШКОЛА], ученик Аристиппа Младшего. Считал, что нет пользы «ни в физике, ни в диалектике... Достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти» (Diog. L. II, 92). Он отрицал «ходячие суждения о богах» (Diog. L. II, 85), а о народной религии высказывался резче и смелее Менедема из Эритреи и Стильпона [СТИЛЬПОН] Мегарского, за что и был обвинен афинским ареопагом, но избежал наказания благодаря Деметрию Фалерскому [ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ]. Плутарх восхищался умением Феодора остроумно вести спор и силой его софистической аргументации (Plut. Phocion 38). Общественные нормы Феодор считал условными, поэтому полагал, что блуд, воровство, святотатство не являются мерзкими по природе, а считаются таковыми по человеческому установлению. Феодор учил, что ничто не должно препятствовать удовольствию, при этом конечной целью он полагал безмятежное состояние духа – радость (χάρα), которая происходит от разума, а горе – от неразумения. Феодор – автор книги «О богах». Диоген Лаэртий сообщает, что из нее-то и заимствовал большинство своих положений Эпикур (Diog. L. II, 98). На основании этого замечания Т.Гомперц сделал вывод о том, что Феодор оспаривал веру в провидение.

Сочинения:

1. Winiarczyk M. Diagorae Melii et Thodori Cyrenaei Reliquiae. Lpz., 1981;

2. Mannebach Ε. Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta. Leiden – Köln, 1963, p. 58–63;

3. Giannantoni G. I Cireneici. Raccolta delle fonti antiche, trad. e studio introdutto. Firenze, 1958.

Литература:

1. Гомперц Т. Греческие мыслители, т. 2. СПб., 1913, с. 182 сл.;

2. Winiarzyk M. Theodoras ὁ Ἄθεος, – «Philologus», 1981, 125, p. 63–94;

3. Idem. Theodoras ὁ Ἄθεος und Diogenes von Sinope. – «Eos», 1981, 69.

См. также лит. к ст. Киренская школа [КИРЕНСКАЯ ШКОЛА].

М.М.Шахнович

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me