ФЕОДОР АСИНСКИЙ

ФЕОДОР АСИНСКИЙ (Θεόδωρος ὁ ʼΑσιναῖος) (кон. 3 – нач. 4 в.) – античный философ-неоплатоник, ученик Ямвлиха [ЯМВЛИХ]. Сочинения утрачены, по названиям известны «Об именах» и «О том, что душа является всеми эйдосами», а также свидетельства о комментариях к «Тимею» и «Федону» Платона, возможно, также к «Категориям» Аристотеля. Основные свидетельства – у Прокла в комментарии к «Тимею». Наиболее известна трактовка Феодором неоплатонической триады единое – ум – душа, в соответствии с которой Единое [ЕДИНОЕ] называется «первым», «небом» и «неизреченным», но никогда не собственно «единым». «Единым» называется ум, который у Феодора трактуется триадически согласно пониманию его структуры как предмета мысли, субъекта мысли и творца. Как «умопостигаемый» (νοητόν) ум именуется согласно аллегорической трактовке греческого слова единое (ʻEN): «придыхание», «небосвод» (в результате истолкования буквы Е) и «жизнь» (истолкование буквы N как перевернутой Z). Как «мыслящий» (νοηρόν) ум именуется терминами «быть», «мыслить» и «жить», как «демиург» описывается как «сущностный ум», «мыслящая сущность» и «источник души». К третьему аспекту ума применимы термины «прообраз» (парадигма) и «умопостигаемый космос». Душа также представляет триаду: душа сама по себе, всеобщая душа и душа космоса с подчиненными ей единичными душами.

Вместе с другими учениками Ямвлиха, Сопатром и Дексиппом, Феодора относят к Сирийской школе неоплатонизма.

Сочинения:

1. Theodoras von Asine, Sammlung der Testimonien und Kommentar v. W.Deuse. Wiesbaden, 1973.

Литература:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1. М, 1988, с. 302–318;

2. Gersch S. From Iamblichus to Eriugena. Leiden, 1978, p. 289–304.

M.А.Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me