ФЕОДОРИТ

ФЕОДОРИТ (Θεοώρητος) Кирский (ок. 393, Антиохия – ум. 457/465) – церковный деятель и богослов, видный представитель Антиохийской школы. С 423 епископ г. Кир(р)а. Активный участник христологических споров. На Эфесском соборе 431 выступил в защиту Нестория. Полемизировал сначала с Кириллом Александрийским [КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ], затем с Евтихом и Диоскором. Был осужден и лишен епископской кафедры на Эфесском соборе 449, восстановлен Халкидонским собором 451, на котором был вынужден произнести анафему на Нестория. На Константинопольском соборе 553 были осуждены сочинения Феодорита, содержащие полемику с Кириллом Александрийским и защиту Феодора Мопсуэстийского и Нестория. Феодорит оставил большое количество трудов почти во всех жанрах христианской словесности. Он один из крупнейших библейских экзегетов греческой патристики (Толкования на Песнь Песней, Книгу пророка Даниила, Книгу Иезекииля, двенадцать малых Пророков, Книгу Исайи, Книгу Иеремии, Плач Иеремии, Книгу Варуха, Псалтырь, Послания Павла и др.), комментировавший Библию в традициях Антиохийской школы, но отошедший от буквализма, присущего Феодору Мопсуэстийскому. Феодорит является автором одной из последних апологий – «Врачевание эллинских недугов», подытожившей аргументы христианских апологетов от Климента Александрийского [КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ] до Евсевия Кесарийского [ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ]. Среди догматико-полемических сочинений выделяется «Эранист» (Ἐρανιστής, греч. «попрошайка»), направленный против монофизитства (евтихианства), а также опровержение «Анафематизмов» Кирилла Александрийского. Христология Феодорита предполагает при сохранении единства лица Христа наличие у него двух природ – божественной и человеческой и в значительной степени предваряет христологическое определение Халкидонского собора. Феодорит – автор «Церковной истории», продолжающей «Церковную историю» Евсевия Кесарийского и написанной с клерикальных позиций.

Сочинения:

1. MPG, t. 80–94;

2. Commentaire sur Isaie, v. 1–3, éd. J.-N. Guinot. P., 1980–84 (Sources Chrétiennes, t. 276, 295, 315);

3. Thérapeutique des maladies helléniques, v. 1–2, éd. P.Canivet. P., 1958 (Sources Chrétiennes, t. 57);

4. Histoires des moines de Syrie, v. 1–2, éd. P.Canivet, A Leroy-Molinghen. P., 1977–79 (Sources Chrétiennes, t. 234, 257);

5. Kirchengeschichte, hrsg. von L.Parmentier. В., 1954;

6. Correspondance, v. 1-3, éd. Y.Azema. P., 1964–82 (Sources Chrétiennes, t. 40, 98, 111);

7. в рус. пер.: Творения, т. 1–7. Сергиев Посад, 1905–1907;

8. Десять слов о Промысле. М., 1996;

9. История боголюбцев с прибавлением «О божественной любви», вступит. статья А.И.Сидорова (с. 3–136). М., 1996;

10. Церковная история. М., 1993;

11. Толкование на псалтирь. М., 1997.

Литература:

1. Глубоковский H.H. Блаженный Феодорит, епископ Кирский: его жизнь и литературная деятельность, т. 1–2. М., 1890;

2. Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с 4 до 20 в. СПб., 1903;

3. Флоровский Г.В. Византийские отцы 5–8 вв. М., 1992, с. 74–94;

4. Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998;

5. Ashby G. Theodoret of Cyrus as Exegete of the Old Testament. Grahamstown, 1972;

6. Koch G. Strukturen und Geschichte des Heils in der Theologie des Theodoret von Kyros: eine dogmen- und theologiegeschichtliche Untersuchung. Fr./M., 1974;

7. Canivet P. Le monachisme syrien selon Théodoret de Cyr. P., 1977.

Н.В.Шабуров

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Феодорит — А, муж. Стар. редк.; разг. Федорит, -а. Отч.: Феодоритович, Феодоритовна. Производные: Федя; Дора. Происхождение: (От греч. theos — бог и doron — дар.) Именины: 21 марта, 28 июня Словарь личных имен
  2. Феодорит — Феодорит 1576 г. служит. Горнецк. Спасск. мон. Новгородск. у. {Половцов} Большая биографическая энциклопедия