ФЕНОМЕН

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι – являться, быть видимым, также – казаться) – явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза «следовать феноменам», а фраза «спасать феномены» – популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия [БЫТИЕ], что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда – смысл не только «кажимости», но и положительной «явленности», открытости бытия.

В философии Нового времени (особенно у Беркли [БЕРКЛИ] и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явление перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т. п.). Размышление над проблемами познания приводит к возникновению наряду с «феноменом» других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия: «видимость», или «кажимость» («Schein»), – в качестве промежуточного между «иллюзией» и «истиной» (впервые в «Новом органоне» Ламберта, 1764), явление (Erscheinung), «вероятность» (Wahrscheinlichkeit) и др. У Канта [КАНТ] феномен – всякий объект, конституированный трансцендентальным Я («Критика чистого разума», А 240).

Понятие феномена играет важную роль у Брентано [БРЕНТАНО]: знание о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть «феномен» – в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смысле становится возможным говорить о «внутренних», психических, и «внешних», физических, феноменах. Специфику психических феноменов определяет то, что им присуще «внутреннее интенциональное существование» (см. Интенциональность [ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ]).

Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной традиции, Гуссерль выделяет естественно-научное толкование феномена, закрепившееся в философии Нового времени (Галилей [ГАЛИЛЕЙ], Ф.Бэкон [БЭКОН Ф.]), вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть «сами по себе»: чувственные вещи – это «всего лишь явления» (blosse Erscheinungen) – в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, «возвещает» о себе подлинная природа. Называя свою философию «феноменологией», «наукой о чистых феноменах», Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также «единство, пронизывающее смену созерцаний», т.е. «чистые» содержания, «единства» сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром. Однако та методическая процедура, которая должна была, по Гуссерлю, сделать доступными эти феномены, – феноменологическая редукция [РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ] – неоднократно вызывала возражения коллег Гуссерля по феноменологическому движению (Г.X.Липпс, А.Пфендер [ПФЕНДЕР] и др.). Высказывались предположения о возможности обращения к феноменам как к конкретным «реальностям» (философским, религиозным, этическим, эстетическим и т. п.). Если для Гуссерля феномен есть то, что «показывает себя» очевидным и достоверным образом, то Хайдеггер, обращаясь, в частности, к аристотелевской трактовке этого понятия, пытается показать, что феномен не обозначает ничего «содержательного», но относится только к «способу», каким нечто становится нам доступным (отсюда тезис, что феноменология не должна быть необходимо связана с трансцендентальным сознанием). Хайдеггер утверждает также, что к «способу бытия» феномена необходимо присуще как «показывание себя на себе самом», так и «скрывание себя».

Литература:

1. Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. Томск, 1997;

2. Neue Entwicklungen des Phänomenbegriffs, «Phänomenologische Forschungen», Bd. 9. Münch., 1980.

И.А.Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Феномен — (от греч. phainomenon – являющееся) 1) необычное явление, редкий факт. 2) Философское понятие, означающее явление, постигаемое в чувственном опыте (см. Сущность и явление). Аристотель употреблял термин «Ф.» в смысле «видимого», «иллюзорного», Г. Большая советская энциклопедия
  2. феномен — И (устар.) феномен, -а, м. 1. Необычное, особенное явление, редкий факт. Пронесся слух, что --- в Таврическом саду прогуливается нос майора ---. Малый академический словарь
  3. ФЕНОМЕН — ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon — являющееся) — англ. phenomenon; нем. Phanomen. 1. Явление, постигаемое в чувственном опыте. 2. Объект чувственного созерцания. 3. В феноменологии — идеальная сущность. 4. Редкое, необычное явление или выдающийся в к.-л. отношении человек. Социологический словарь
  4. феномен — орф. феномен, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. феномен — Фено́ме́н/. Морфемно-орфографический словарь
  6. феномен — ФЕНОМЕН а, м. phénomène m., нем. Phänomen <�лат. phaenomenon <�гр. phainomenon являющееся. 1. астр., метеор., физ. С конца второго десят.<18 в.> в научн. лит-ре. Явление природы. Бирж. 152. Феномена (явления) натуралная. 1718. Геогр. генер. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Феномен — Отражение субъектом (в субъекте) нечто в единстве реального факта (даже случайного), явления и сущности; феномен – сущность, схватываемая человеком в непосредственном созерцании. (Звенигородская Г.П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект. — Хабаровск, 2003. С. 130) Педагогический терминологический словарь
  8. феномен — феномен , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  9. феномен — (иноск.) — замечательный человек (намек на феномен в природе, редкое, замечательное явление) Феноменальный — замечательный, как феномен Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  10. феномен — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где phénomène < греч. phainomenon «явление», суф. производного от phainō «являю(сь), показываю». Ср. явление (словообразоват. калька вышеназванного франц. слова). Этимологический словарь Шанского
  11. феномен — ФЕНОМЕН, а, м. (книжн.). 1. Явление, в к-ром обнаруживается сущность чего-н. Ф. долголетия. Мода социальный ф. 2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-н. отношении. Толковый словарь Ожегова
  12. феномен — ФЕНОМ’ЕН (феномен ·устар.), феномена, ·муж. (·греч. phainomenon, ·букв. являющееся). 1. То же, что явление в 3 ·знач. (филос., научн.). Толковый словарь Ушакова
  13. феномен — ФЕНОМЕН, ФЕНОМЕН, -а; м. [от греч. phainomenon — являющееся] 1. только феномен. Необычное, особенное явление, редкий факт. Ф. долголетия. Мода — социальный ф. 2. О человеке, отличающемся какими-л. выдающимися способностями, талантами, чертами и т.п. Толковый словарь Кузнецова
  14. феномен — ФЕНОМЕН греч. явленье, случай, событие в природе; || редкое, необычайное явленье. Толковый словарь Даля
  15. Феномен — Т. е., явление (с греческого "φαινόμενον" — являющееся, от "φαίνεσθαι" — являться, показываться) — философский термин, употребляемый для обозначения всякого рода бытия, поскольку оно обнаруживается в своей изменчивой или кажущейся сущности. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. Феномен — (греч. phainomenon – являющееся) 1) необычный, исключительный факт, явление; 2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании. Словарь по культурологии
  17. феномен — (Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д. Теософский словарь
  18. феномен — Феномена, м. [греч. phainomenon, букв. являющееся]. 1. То же, что явление. (филос., науч.). || В нек-рых идеалистических философских системах – внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой, непознаваемой его сущности – ноумена (филос. Большой словарь иностранных слов
  19. ФЕНОМЕН — ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon — являющееся) — .. 1) необычный, исключительный факт, явление... 2) Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена). Большой энциклопедический словарь
  20. феномен — феномен I феномен, феномен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II феномен, феномен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феномен м. Выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек. Толковый словарь Ефремовой