УОТКИНС

УОТКИНС (Watkins) Джон Уильям Невилл (род. 1924) – английский философ. Один из ближайших учеников и последователей К.Поппера [ПОППЕР]. С 1966 – в Лондонской школе экономики и политических наук; после ухода Поппера на пенсию заведовал кафедрой логики и научного метода этой школы (1969–89). С 1989 – в Центре философии естественных и социальных наук Лондонской школы экономики и политических наук. В ряде работ попытался построить систематическое изложение попперовской эпистемологии, в частности связать воедино фальсификационизм, индетерминизм и эволюционизм. Главным достижением Поппера Уоткинс считает разработку методологии оценки научных теорий, которая способна к исправлениям и корректировке. Свою основную цель, как и цель других сторонников попперианизма, видит в осуществлении такой корректировки. Развивая попперовскую критику логического позитивизма, Уоткинс исследовал роль метафизики в развитии научного знания. По его мнению, метафизические идеи играют важную, если не центральную, роль в прогрессивном развитии науки. При этом если в своих ранних работах конца 1950-х гг. Уоткинс ограничивался анализом воздействия метафизических идей (неаналитических и неэмпирических высказываний), существующих вне научного познания, на науку, то позднее под влиянием методологии исследовательских программ И.Лакатоса [ЛАКАТОС]он попытался построить интерналистскую концепцию воздействия метафизики на научное развитие. Хотя метафизическая компонента научной теории не фальсифицируема и не описывает реальность, она является существенной составной частью реалистического истолкования развития науки и позволяет оценивать отдельные научные теории (а не только их последовательности, как это возможно в рамках концепции научно-исследовательских программ Лакатоса). При исследовании проблемы рациональности Уоткинс стремится усовершенствовать концепцию Поппера за счет уточнения цели науки, которую он видит в получении более глубоких и более общих теории, обладающих большими предсказательными возможностями и большей точностью. Научные теории, по мнению Уоткинса, могут рационально оцениваться по отношению именно к этой цели, а не относительно степени приближения к истине, как считал Поппер. В 1990-х гг. основное внимание Уоткинс уделяет разработке прагматического аспекта проблемы индукции и вопросам эволюционной эпистемологии.

Сочинения:

1. The Unity of Popper’s Thought. – The Philosophy of Karl Popper, vol. 1. La Salle, 1974;

2. Metaphysics and the Advancement of Science. – «British Journal for the Philosophy of Science», 1975, vol. 25;

3. Science and Scepticism. Princeton, 1984;

4. Second Thoughts on Self-interest and Morality. – Paradoxes of Rationality and Cooperation. Vancouver, 1985;

5. The Methodology of Scientific Research Programmes: A Retrospect. – Imre Lakatos and Theories of Scientific Change. Boston–Kluwer, 1989;

6. Scientific Rationality and the Problem of Induction: Responses to Criticism. – «British Journal for the Philosophy of Science», 1991, vol. 42;

7. A Neo-Popperian Advance on Popper? – Popper in China. L., 1992;

8. How I Almost Solved the Problem of Induction. – «Philosophy», 1995, vol. 70;

9. Popper and Darwinism. – Karl Popper Philosophy and Problems. Cambr, 1995;

10. World 1, World 2 and the Theory of Evolution. – The Significance of Popper’s Thought. Amsterdam, 1996;

11. Karl Raimund Popper, 1902–1994. – Proceedings of the British Academy, 1997, vol. 94.

В.Н.Садовский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me