УАЙТХЕД

УАЙТХЕД (Whitehead) Альфред Норт (15 февраля 1861, Рамсгейт, Великобритания – 30 декабря 1947, Кембридж, шт. Массачусетс, США) – англо-американский математик, логик и философ, создатель организмической системы метафизики. Родился в семье англиканского священника, в 1880 закончил Тринити-колледж Кембриджского университета, с 1884 – преподаватель математики этого колледжа, с 1911 по 1923 – профессор прикладной математики в Университетском колледже и в Империал-колледже-науки и технологии (Лондон). В 1924 приглашен в Гарвардский университет (США) на должность профессора философии, которую занимал до 1937. Философский путь Уайтхеда принято делить на английский и американский. Живя в Англии, он занимался гл. о. математикой, логикой, физикой (Введение в математику. СПб., 1915). Вместе со своим учеником Б.Расселомон подготовил «Рrinсiрiа Mathematica» (v. 1–3. Cambr., 1910–13) – пионерную работу по выведению фундаментальных понятий и принципов математики из формальной логики, послужившую толчком к развитию математической логики в 20 в. По окончании 1-й мировой войны Уайтхед обратился к новой для себя области – философии природы и разработке физической картины мира. В работах «Принципы познания природы» (An Enquiry Concerning the Principles of Natural Knowledge. Cambr., 1919) и «Понятие природы» (The Concept of Nature. Cambr., 1920) он в духе британской эмпирической традиции, не принимая каких-либо метафизических посылок, трактовал природу как совокупность явлений, наблюдаемых в чувственном опыте. Основным объектом его критики была «ошибка удвоения природы» на непосредственно данную в опыте (через цвета, звуки и т.д.) и каузальную, т.е. описываемую наукой с помощью абстрактных понятий («атомы», «движущиеся частицы» и др.). Истоки этой ошибки он видел в том, что в качестве первосущностей принимались пространство, состоящее из не имеющих измерения точек, время, состоящее из не имеющих длительности моментов, и материя, состоящая из точечных масс. Согласно Уайтхеду, естественная наука должна быть просто объяснением содержания опыта, а не спекуляцией об его каузальных источниках; абстрактные же объекты следует определять в терминах чувственных данных. Философию Уайтхеда нередко рассматривают как реакцию на революцию в представлениях о физическом пространстве, вызванную теорией относительности Эйнштейна. В работе «Принцип относительности» (The Principle of Relativity. N.Y., 1922) он предложил рассматривать объект не как единичное и фиксированное событие, а как модификацию всех событий в потоке, в котором находится объект. Уайтхед сделал вывод, что ломка физических понятий в физике требует существенной ревизии философского языка и введения новых понятий. Приняв релятивистские выводы теории относительности, он не склонен был делать общерелятивистские выводы относительно природы знания. Вся его философия нацелена на то, чтобы доказать противоположное – наличие в опыте основания знания, прочной онтологической структуры мира и способности интеллекта к ее постижению.

Переезд в США (в 1924) был связан с усилившимся интересом Уайтхеда к метафизически-космологической проблематике. В 1920–30-х гг. в Кембридже утверждалась аналитическая философия с ее узкой проблематикой и расколом культуры на естественно-научную и гуманитарную, а в Гарвардском университете еще сохранялась атмосфера спекулятивного идеализма. Уайтхед замыслил создание философской системы, которая представляла бы собой синтез знания 20 в. и снимала традиционные противопоставления мира и знания, природы и общества, человека и мира, науки, философии и религии. Он обратился к изучению новых для себя областей – биологии, психологии, искусства, литературы, политических теорий, теологии и религии, результатом чего явились работы: «Религия в созидании» (Religion in the Making. N.Y., 1926), «Приключения идей» (Adventures of Ideas. N.Y., 1933), «Модусы мысли» (Modes of Thought. N.Y., 1938) и др. В книге «Наука и современный мир» (Science and Modern World. N.Y., 1925), свидетельствовавшей об отказе от физикалистского образа науки (к которому Уайтхед тяготел раньше), он писал: «Наука обрела новый аспект, не являющийся чисто физическим или биологическим. Она становится изучением организмов. Биология изучает большие организмы, в то время как физика исследует малые организмы» (р. 457). Под «организмом» понимался толкуемый в духе панпсихизма акт, в котором задействована и живая, и считающаяся «мертвой» материя, и субъективное, и объективное. Свою задачу он видел в выработке гибких схем, методов и понятий, максимально подходящих для выражения организмического характера всего сущего, единства физического и психического.

В 1929 Уайтхед публикует свой основной труд «Процесс и реальность. Очерк космологии» (Process and Reality. An Essay in Cosmology), в котором поставил задачу вместо «ньютоновских» – субстанциалистских и механистических – картин реальности нарисовать картину с процессуальными и качественными параметрами. Ее реализацию он мыслил с помощью спекулятивных методов и новых категорий «философии организма». Уайтхед принял основную посылку эмпиризма – исходную положенность опыта. Предметом исследования у него выступают не столько природные и исторические процессы развития, сколько многообразные и перекрещивающиеся векторы, в т.ч. чувства, цели, ценности, составляющие процессуальность и качественную специфику опыта. Для онтологического описания реальности он создал сложную категориальную систему. В ней реальность предстает в виде совокупности находящихся в процессе становления и «чувствующих событий», каждое из которых находится в континууме времени и самореализуется в сопряжении со Вселенной. Реальность монистична в том смысле, что в ней нет раскола на физическое и психическое, но в то же время плюралистична, ибо в каждом событии перекрещиваются разные векторы. С помощью категорий «актуальных событий» и идеальных «вечных объектов» Уайтхед объяснял новизну (эмердженции) и развитие как совмещение изменчивости с относительной устойчивостью, длительности с дискретностью, количественных изменений с качественными. Субъект-объектное отношение он понимал в духе неореализма и толковал истину как согласование видимости и действительности. Категориальная система онтологии, считал Уайтхед, может быть логически связанной только при условии принятия посылки о существовании во Вселенной сущности, «которая накладывает запрет на все отношения, помимо своих внутренних отношений». Отвергнув традиционное христианское представление о Боге, он в то же время ввел понятие Бога в космологическую метафизику как изначальную потенциальность новизны. Она актуализируется в творческом соучастии с миром. Бог выступает также главным гарантом рациональности и знания.

Уайтхед видел опасность в повороте современной цивилизации на путь выработки все более точного знания и использования аналитических методов. Он был не столько оппонентом жесткой научной рациональности, сколько адвокатом «восполняющей» рациональности, которую, по его мнению, дает спекулятивная философия с ее неточными методами. Прогресс в развитии цивилизации он ставил в зависимость от того, в какой мере, стремясь к точности (абстрактному знанию), люди руководствуются метафизической посылкой (что реальность не атомистична, а процессуальна), а также насколько их мышление способно подключаться к «приключению идей», преодолевать ортодоксии и оценивать проблемы настоящего в свете новых идеалов. В зависимости от принятия механистического и атомистического или органицистского и процессуального мировоззрения, считал он, не только наши представления об отношении науки, социального знания, религии и искусства будут существенно разными, но разными будут и социальные последствия.

Конечная этическая цель «философии организма» Уайтхеда – образовательная: помочь людям обрести осмысленность и цельность жизни. В книге «Цели образования и другие очерки» (The Aims of Education and Other Essays. N.Y., 1929), во многом перекликаясь с Дж. Дьюи, он проводил мысль, что образовательный процесс должен состоять не в усвоении устоявшихся истин, а в вовлечении учащихся в решение проблем, интенсификации воображения. Ценностный аспект образования является главным, и в этом отношении всякое образование религиозно: важнейшим умением учащихся является соотнесение ценностных суждений и с фактами, и с идеалом. К идее Бога как идеалу блага учащиеся должны подходить прежде всего через самотворчество: догматические религии, препятствующие их творческой реализации, – препятствие и в религии, и в образовании.

Философия Уайтхеда содержит немало новых идей, к которым до сих пор обращаются представители самых различных течений. Она способствовала утверждению в англо-американской мысли «процесс-философии». Идеи «бога-процесса», «бога-творца» получили дальнейшее развитие у ряда мыслителей (Дж.Уайлд, П.Вейс). В русле философии Уайтхеда работал его ученик Ч.Хартсхорн – создатель протестантского варианта неоклассической метафизики, а также представители процесс-теологии – Дж. Кобб, С.Огден, Д.Гриффин.

Сочинения:

1. Symbolism, its Meaning and Effect. Ν.Υ., 1927;

2. The Function of Reason. Princeton, 1929;

3. Nature and Life. Chi., 1934;

4. Essays in Science and Philosophy. N.Y., 1947;

5. Избр. работы по философии. M., 1990.

Литература:

1.  Френкел Г. Злоключения идей. М., 1959;

2. Богомолов А.С. Неореализм и спекулятивная философия (А.Н.Уайтхед). – В кн.: Современный объективный идеализм. М., 1963;

3. Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965, с. 258–278;

4. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978, с. 84–116;

5. The Philosophy of Alfred North Whitehead, ed. by P.A.Schilpp. Evanston (Ill) – Chi., 1941;

6. Bluth J.W. Whitehead’s Theory of Knowlege. Providence, 1941;

7. Lowe V., Hartshorne C., Jonson A.H. Whitehead and the Modern World. Boston, 1950;

8. Palter R.M. Whitehead’s Philosophy of Science. Chi., 1960;

9. Leclerc I. The Relevance of Whitehead. L., 1961;

10. Derequibus A. Ragione e natura nella Filosofia di Whitehead. Mil., 1972;

11. Breuvart J.-M. Les directives de la symbolisation et les modeles des reference dans la philosophie d’A N.Whitehead. P., 1976;

12. Love V. Alfred North Whitehead: The Man and his Work. Baltimore–L., 1985;

13. Lachmann R. Ethik und Identitat: Der ethische Ansatz in der Prozessphilosophie A.N.Whitehead u. seine Bedeutung für die gegenwartige Ethik. Freiburg–Münch., 1994.

H.С.Юлина

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Уайтхед — (Whitehead) Алфред Норт (15.2.1861, Рамсгит, Кент, — 30.12.1947, Кембридж, Массачусетс), английский математик, логик и философ. Профессор математики и механики в Кембридже и Лондоне (с 1914), профессор философии в Гарвардском университете США (1924—37). Большая советская энциклопедия
  2. УАЙТХЕД — УАЙТХЕД (Whitehead) Альфред Норт (1861-1947) — британский философ, математик, логик, методолог. Учился и в первый период своего творчества работал в Кэмбридже. Новейший философский словарь
  3. УАЙТХЕД — УАЙТХЕД (Whitehead) Алфред Норт (1861-1947) — англо-американский математик, логик и философ, представитель неореализма. С сер. 1920-х гг. развил "философскую космологию", родственную платонизму. Автор (совместно... Большой энциклопедический словарь