У

У (кит., букв. – вещь, объект) – одна из центральных категорий китайской философии, сочетающая два основных значения: 1) вещь, существо, тварь, включая человека (жэнь у, букв. – человеческая вещь); 2) предмет, объект, не-я как противоположность мыслящему субъекту (у во, букв. – вещь и я). Исходные этимологические значения: на иньских гадательных костях – «цвет вспаханной земли», «разноцветный», «пестрый бык»; более поздние, чжоуские – «бык, жертвенное животное», «род, вид, класс», «обозначение, символ». Этимологическим наследием в семантике У стали идеи одушевленности (в иероглифе присутствует ключевой элемент – «бык»), взаимосвязи с действующим субъектом (второй компонент иероглифа имеет исходное значение «вспашка земли, земледелие»), классификации всего многообразия вещей и дел (пестроты мира) в «10 000 родов».

У в целом трактовалось китайскими философами как «оформленное» (см. Син телесная форма) и «деятельное» (вэй) проявление общемировой «пневмы» (ци), подразумевающей также субстантивацию духовных начал. Согласно «Си цы чжуани» (4 в. до н.э.), «осемененная пневма образует вещи»; аналогично в «Гуань-цзы»наличие «семени» (цзин [ЦЗИН]) означает «рождение всякой вещи» от злаков и небесных светил до «навей и духов» – гуй шэнь (см. Шэнь [ШЭНЬ]). Под У могли пониматься и материальное, телесно-чувственное явление («Чжуан-цзы»:«Все, что обладает видом, фигурой, звучанием, цветом, есть вещь»), и идеализированный образ действительности (в «Дао дэ цзине» дао [ДАО] – это У). В древнекитайских протологических и лингвистических теориях У – общее обозначение референта любой номинации, необходимым коррелятом которого являются «имя», «слово», обозначение или сам обозначающий субъект: согласно «Ли цзи»,«слова обладают У», т.е. значениями; в «Мо-цзы»«всеобщая любовь» и агрессивная война суть «вещи» (У), отличные от частного, конкретного объекта – «реалии» (ши). В классификациях «имен» У фигурирует в качестве наиболее общей категории – «всеобщего имени» (да мин) у моистов (см. Mo цзя) и «большого общего имени» (да гун мин) в «Сюнь-цзы». В «Гунсунь Лун-цзы» (4–3 вв. до н.э.) У и чжи (в значении «палец», «показатель») составляют универсальную оппозицию «означаемое – означающее». В понятии «У» сочетается также субстанциальный и процессуальный смысл (ср. лат. res, англ. thing, нем. Ding, франц. chose и др. – «вещь», «дело», «обстоятельство»), что получило явное выражение в истолковании термина «гэ у»(«выверение вещей», см. Чжи-син) из «Да сюэ», древнейший комментатор которого Чжэн Сюань (127–200) уподобил У «делам», Чжу Си [ЧЖУ СИ]определил как «дела и вещи» (ши У), а Ван Янмин [ВАН ЯНМИН] прямо как «дела». В отличие от западного понятия «вещь», которое может быть применено к человеку только в уничижительном смысле, китайское У включает и человека: «Указывая на число вещей, говорят: их тьма (десять тысяч). Человек является единицей в этом числе» («Чжуан-цзы»).

Как явления субстанционно-процессуальные У подчинены универсальному закону Пути (дао) и структурируемы принципами (ли), что было сформулировано уже в «Хань Фэй-цзы»:«Путь делает тьму вещей таковыми, каковы они суть, и определяет тьму принципов. Принципы суть знаки (вэнь), формирующие вещи». Сочетание «у ли» («принципы вещей») стало синонимом научного познания всего «между небом и землей», а в новейшее время сузилось до «физики». Янь Фу (1854–1921) использовал У для перевода дарвиновских терминов «вид» (у чжун) и «борьба за существование» (у цзин). В современном языке У – формант терминов «материя» (у чжи) и «материализм» (вэй-у-чжу-и).

Литература:

1. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 85–92;

2. Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фань-чоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 216–38.

А.И.Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. У — Двадцать первая буква русского алфавита, восходящая по форме начертания к греческому унциальному ϒ и к латинскому Y («ипсилон»). В древнерусских памятниках, написанных кириллицей (См. Большая советская энциклопедия
  2. у — 1) нескл., ср. Название двадцатой буквы русского алфавита. 2) междом. Обычно произносится удлиненно (у-у, у-у-у). Употребляется звукоподражательно для обозначения воя, гудения. Где-то в углу уныло гудит и завывает ветер, протяжно-однообразно: у-у-у! А. Малый академический словарь
  3. У — В 222-280 одно из трех кит. царств периода Сань го. Занимало терр. юж. и юго-вост. Китая (среднее и ниж. течение р. Янцзы и р-ны южнее ее). Столица — г. Цзянье (совр. Нанкин). Осн. полководцем империи Хань Сунь Цюанем. Советская историческая энциклопедия
  4. у — орф. у1, нескл., с. (название буквы) у2, предлог, межд. Орфографический словарь Лопатина
  5. у — К о г о - к о г о. Лицо у девушки — лицо девушки (конструкции синонимичны, но в предложной больше подчеркивается принадлежность, а также выражается связь со сказуемым; ср.: Лицо у девушки побледнело). Управление в русском языке
  6. у — (кириллич. У (строчная "у") < др.- греч.Y (υ) ипсилон) 21-я буква русского алфавита. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. У — • универсальный противогаз Сокращения, применяемые в СССР
  8. у — У, еще; не у — еще не. Краткий церковнославянский словарь
  9. у — см. >> около Словарь синонимов Абрамова
  10. у — Общеслав. Того же корня, что лат. au- «от», др.-ирл. úa «от, прочь», др.-инд. ava «прочь, долой» и т. д. Исходное значение — «прочь», затем — «от». Отсюда значение удаления, отделения. Этимологический словарь Шанского
  11. у — У 1. У, неизм. 1. ж. и ср. Двадцать первая буква русского алфавита, обозначающая гласный звук [у]. Прописная У. Строчное у. 2. м. Гласный звук [у], обозначаемый этой буквой. Долгий у. 2. У, предлог. кого-чего. Толковый словарь Кузнецова
  12. у — 1. У1, [произн. протяжно], межд. Выражает укоризну или угрозу, а также удивление, страх и другие эмоции. У, безобразник! 2. У2, предлог с род. п. 1. кого-чего. Возле, совсем около. Дом у самого берега. Стоять у ворот. У пульта (быть, сидеть за пультом). Толковый словарь Ожегова
  13. у — У, нескл., ср. название буквы "у", название соответствующего звука ·и·др. ·знач.; ·срн. а1. У долгое. Ударное у. II. У [·произн. протяжно], межд. 1. Служит для выражения укора, укоризны. «У! баловень! — тихо ворчит нянька.» Гончаров. Толковый словарь Ушакова
  14. у — У, гласная, счетом двадцатая, буква русской азбуки; в церковной, она двояка: ук или ик, и или ; в счислении четыреста. сокращ. у. угол, ук. указ; усл. условно; умалит. умалительное. Также см. в Толковый словарь Даля
  15. У — У — двадцать первая буква русского алфавита; восходит по начертанию к греческой унциальной букве ? (ипсилон); в кириллице соответствующий звук обозначался буквосочетанием Q, имевшим, кроме звукового, также цифровое значение 400. Большой энциклопедический словарь
  16. у — 1. у буква Двадцать первая буква русского алфавита. 2. у I предл. с род. 1. Употребляется при указании на предмет или место, около которых находится кто-либо, что-либо или происходит что-либо. Толковый словарь Ефремовой
  17. у — I двадцать первая буква др.-русск., цслав. алфавита, первонач. передававшееся как оу. Числовое знач. = 400. Называлось укъ, ср. др.-русск., цслав. укъ "doctrina". Др.-русск. у произошло частично из праслав. u, частично – из праслав. ǫ. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. У — [Большую часть английских слов, начинающихся на W, см. под буквой В.] — двадцатая буква русского алфавита, обозначающая узкий губной гласный, образуемый с округлением и выпячиванием губ вперед; язык при произношении у отодвигается назад... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона