ТРАВМА

ТРАВМА (психическая) – понятие психоанализа, которое переносит на психологический уровень медицинское (хирургическое) понятие травмы (греч. trauma: повреждение с нарушением кожного покрова, возникшее в результате внешнего насилия). В результате травмы, нарушающей работу психики, субъект вступает в порочный круг навязчивых повторений (слов, поступков, сновидений и др.) или страдает от паралича воли и действия. Сама трактовка травмы в психоанализе подвергалась значительным изменениям. Сначала Фрейд считал травму (как правило, сексуальную) реальным событием жизни пациентов, пережитым ими в раннем возрасте в результате домогательств взрослых (теория соблазнения) и вытесненным из сознания; соответственно работа с пациентом предполагала воспоминание под гипнозом и осознание травматического события, что само по себе уже должно было иметь лечебное воздействие. Затем (с 1897) он построил другую картину травмы: дело не в реальных фактах, а в фантазиях пациентов, принимаемых ими за факты. Это изменение имеет два главных следствия. Во-первых, вопрос о событиях и фантазиях по их поводу оказался достаточно сложным: возникло и укрепилось понятие «психической реальности», которая может быть более действенной, чем те или иные «материальные» и «объективные» события. Во-вторых, отказ от объясняющего значения «внешней» травмы подтолкнул к построению теории детской сексуальности: сексуальность не привносится в мир детства взрослыми, она опирается на ранние бессознательные побуждения, развитие которых проходит различные стадии.

Травма приобретает новое значение в психоанализе в 1920-е гг., когда после 1-й мировой войны умножаются случаи травматических неврозов (навязчивые сны и воспоминания о тяжелых насильственных сценах). В объяснении этого явления приходилось выбирать одно из двух: либо сон не является выполнением скрытых желаний (что лишало бы психоаналитика этого опорного клинического материала), либо человеческие влечения не ограничиваются поиском удовольствий и должны включать в себя и «влечение к смерти». К тому же оставались неясными более конкретные вопросы. Почему сходные обстоятельства порождают разные психические реакции у разных людей, почему переживание катастрофы становится травмой только для данного человека? Как увязать понятие травмы (резкого вторжения) с механизмом повторения травматических событий (будь то реальных или вымышленных)?

Для философии имеет значение не собственно травма как отдельный вид человеческого опыта, но скорее травма как условие становления человека вообще и как предпосылка формирования познавательного интереса в частности. В после-фрейдовском психоанализе, и прежде всего у Ж.Лакана, трагический опыт лишения, нехватки, символической «кастрации» является основоположным для человека в мире, изначально предполагая расщепленность субъекта и недоступность для него объектов его желания, опосредованных языком. Проблема травмы как предпосылки формирования познавательного интереса обсуждается, напр., современными французскими психоаналитиками и философами, близкими к психоанализу (М.Шнейдер, М.Бертран). У истоков обсуждаемой ими проблемы травматического генезиса мысли («эпистемофилическое влечение»), родившейся на периферии ортодоксального фрейдизма, стоял Ш.Ференци. Примеры детского психоанализа у Ференци дают яркую картину генезиса интеллектуальных абстракций в ситуации травмы. Рождение особой инстанции, напоминающей Бога или абсолютного наблюдателя, принадлежит не логике философа-профессионала, а психике тяжело больного ребенка, который изо всех сил держится за жизнь. Но и здоровый ребенок впервые начинает строить свои «теории» (прежде всего – насчет того, «откуда берутся дети») в обстоятельствах, которые грозят ему лишением (напр., уменьшением родительской любви в ситуации ожидания в семье рождения другого ребенка), превращая тем самым претерпевание в активное действие. У взрослого человека ответом на травму нередко становится создание защитного фантазма всевластия вообще (некий аналог идеала детского совершенства, возврат к состоянию, когда ребенок был «пупом земли» и все казалось ему доступным) или же всевластия мысли (с психоаналитической точки зрения обе формы стремления к всевластию – это превращенные формы чувства бессилия). Один из способов такого ответа на травму – построение социальных идеалов (осознанных или неосознанных): они порождаются человеком в замену родительской критики и предполагают напряженное соотношение между сущим и должным. В основе построения идеала – вынесение вовне такого образа самого себя, который приносит нам удовлетворение. Парадоксальным образом именно неосуществимость идеалов поддерживает служение и преданность им: принося жертву, мы верим в ответную любовь, компенсируя этим неуверенность в себе. Динамика «спасительных идеализаций» – это мучительные колебания между надеждами на лучшее будущее и меланхолическим надрывом психики, между душевными подъемами и подавленностью.

Хотя в основе познавательных процессов лежат эротические, в широком смысле, побуждения (страх перед утерей любви и стремление защититься от этой утраты), теоретическая деятельность не сводится к идеалостроению при отказе от мнимого обладания полнотой и целостностью. Человеческий ум продвигается вперед путем разрешения загадок, а загадка, т.е. постановка проблемы, – это уже начало преодоления травмы. Сам Фрейд прямо не связывает травму и генезис мысли, однако изучение этой связи не противоречит фрейдовским интуициям. Сама идея травматического генезиса мысли побуждает человека, столкнувшегося с лишениями, к познавательной работе: во всяком случае оправдывать неумение или нежелание мыслить трудной жизнью, нехватками и потрясениями становится, с этой точки зрения, невозможным.

Литература:

1. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996;

2. Психоанализ и науки о человеке. М., 1995;

3. Ferenczi S. Thalassa. Psychanalyse des origines de la vie sexuelle. P., (без года изд.);

4. Lacan J. Ecrits. P., 1966;

5. Bertrand  M. La pensée et le trauma. Entre psychanalyse et philosophie. P., 1990;

6. Eadem. Pour une clinique de la douleur psychique. P., 1996;

7.  Eadem (в соавт.) Ferenczi – patient et psychanalyste. P., 1994;

8.  Schneider M. La parole et l’inceste. De l’enclos linguistique à la liturgie psychanalytique? P., 1980;

9. Eadem. Le trauma et la filiation paradoxale. P., 1988;

10. Kaufman P. (dir.) L’Apport freudien. Elements pour une encyclopédie de la psychanalyse. P., 1993;

11. Chemama R. (dir.) Dictionnaire de la psychanalyse, 1993.

H.С.Автономова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Травма — (от греч. trа́uma — рана) повреждение в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды. Различают Т.: в зависимости от вида травмирующего фактора — механические, термические (ожоги, обморожения), химические... Большая советская энциклопедия
  2. травма — -ы, ж. Повреждение тканей или органов тела в результате какого-л. внешнего воздействия (ранения, ушиба, ожога и т. п.). Травма черепа. Травма брюшины. Производственная травма. || (обычно в сочетании с прил.: „душевная“, „психическая“). Нервное потрясение. Малый академический словарь
  3. травма — орф. травма, -ы Орфографический словарь Лопатина
  4. травма — Тра́вм/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. травма — ТРАВМА (от греч. trauma — рана), повреждение тканей и органов у животных, вызванное воздействием факторов внеш. среды. В зависимости от характера этих факторов различают Т. механические, термические, химические, лучевые и др. Ветеринарный энциклопедический словарь
  6. травма — • тяжелая ~ Словарь русской идиоматики
  7. Травма — (греч. trauma рана, телесное повреждение; син. повреждение) нарушение целости и функций тканей (органа) в результате внешнего воздействия. Травма акустическая (t. acusticum; син.: акутравма, Т. шумовая) —... Медицинская энциклопедия
  8. травма — ТРАВМА, ы, ж. Повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. Получить, нанести травму. Производственная т. (полученная на производстве в результате нарушения техники безопасности). Бытовая т. (полученная в бытовых условиях). Психическая... Толковый словарь Ожегова
  9. травма — ТР’АВМА, травмы, ·жен. (·греч. trauma — рана) (мед.). Повреждение тканей организма, вызванное внешним воздействием (ранением, ушибом, ожогом и т.д.). Травма от удара. Травма от осколка снаряда. • Психическая травма (мед.) — нервное, душевное потрясение. Толковый словарь Ушакова
  10. травма — ТРАВМА -ы; ж. [греч. trauma] Повреждение тканей или органов тела в результате какого-л. внешнего воздействия (ранения, ушиба и т.п.). Т. черепа, головы. Т. брюшины. Т. сустава. Получить травму. Бытовая т. (полученная в бытовых условиях). Толковый словарь Кузнецова
  11. травма — Травмы, ж. [греч. trauma – рана] (мед.). Повреждение тканей организма, вызванное внешним воздействием (ранением, ушибом, ожогом и т.д.). І Психическая травма (мед.) – нервное, душевное потрясение. Большой словарь иностранных слов
  12. ТРАВМА — ТРАВМА (от греч. trauma — рана) — повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием. Большой энциклопедический словарь
  13. травма — травма ж. 1. Повреждение организма или отдельных его частей, вызванное внешним воздействием. 2. Психическое расстройство, нервное потрясение, вызванное эмоциональным воздействием. Толковый словарь Ефремовой