ТИЛИКЕ

ТИЛИКЕ (Thielicke) Хельмут (4 декабря 1908, Вупперталь – 1985, Гамбург) – немецкий протестантский теолог, предметом внимания которого была христианская теология и этика в современном мире. Изучал теологию в Грайфевальде, Марбурге, Эрлангене, Бонне, среди его учителей –  К.Барт и  Р.Бультман. Тема его докторской диссертации «История и экзистенция» (1936). В 1936–40 Тилике – профессор в Гейдельберге, в 1940 уволен за критику нацистского режима, в 1945–54 – профессор в Тюбингенском университете, с 1954 – в Гамбургском. Его главные работы: «Богословская этика» в четырех томах (Theologische Ethik, 1951–64) и «Евангельская вера» (Evangelische Glaube, 1968–78), трехтомный труд по систематическому богословию.

Тилике стремился вывести христианскую веру из «гетто потусторонности» на землю. Когда теология сводится к повторению прошлого, то это означает, по его мнению, что «уже не живое тело» заставляют двигаться так, как если бы оно было все еще живо. Вера [ВЕРА]в таком виде теряет значение для христиан, утрачивает точки соприкосновения с современной жизнью. Вера вытесняется из полноценного участия в жизни в сферу приватной, изолированной от мира религиозности. Тилике видел свою задачу в том, чтобы адресовать христианскую веру современному человеку и помочь ему «жить по вере» в том светском мире, в каком он на самом деле сегодня живет. Однако Тилике полагал, что стремление приспособить христианство [ХРИСТИАНСТВО]к современному миру не должно быть чрезмерным. Он полемизирует с теми теологами, у которых мир и человек становятся отправной точкой (см. Теологии родительного падежа [ТЕОЛОГИИ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА]), которые христианское богословие основывают на светском понимании человека. Такой «картезианский» подход, как его характеризует Тилике, он усматривает у Ф.Шлейермахера, Р.Бультмана,  П.Тиллиха. Христианство должно серьезно относиться к современному человеку и его светскому мировоззрению, но это мировоззрение, настаивает Тилике, не должно становиться отправной точкой для теологии, руководством к «редактированию Евангелия»: в конечном счете, полагает он, «естественный человек» не может принять Евангелие никаким другим способом, кроме веры – ее вкладывает в человека Святой Дух. Этика, как ее разрабатывает Тилике, означает не что иное, как веру: она учит в первую очередь не тому, что мы должны делать, но тому, что мы должны руководствоваться верой и следовать Воле Божьей. Специфика христианской этики состоит в том, что она делает человека свободным в его отношении к миру и в его мирских связях. Поэтому существование-христианина-в мире есть существование-его-перед Богом, и наоборот. Такова основа «светского христианства», по Тилике. Во всех людях он видит потенциальных христиан: учение Иисуса Христа обращено ко всем людям и для всех оно должно иметь значение. Богословские и этические труды Тилике служили основой его проповеднической деятельности. Он в первую очередь проповедник, имевший многотысячную аудиторию на протяжении многих лет. Значение Тилике не в том, что он инициирует новое направление в теологии, но в том, что он переводит его содержание на язык современности и его голос, его теологическое наследие являются выражением распространенных взглядов середины 20 в.

Сочинения:

1. Das Verhältnis zwischen dem Ethischen und Esthetischen, 1932;

2.  Vernunft und Offenbarung, 1936;

3. Fragen des Christentums an die moderne Welt, 1947.

Литература:

1. Quest H.-J. Helmut Thielicke. – Tendenzen der Theologie im 20. Jahrhundert. Stuttg., 1967, S. 549–555.

В.И.Гараджа

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me