СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В.Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское sъčęstь̂j восходит к древнеиндийскому su «хороший» и čęstь «часть», что означало «хороший удел», по другой версии – «совместная часть, доля»; древнегреческое εὐδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели [ДОБРОДЕТЕЛЬ]. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство [СОВЕРШЕНСТВО] человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием [УДОВОЛЬСТВИЕ] (трактовка, развиваемая в гедонизме [ГЕДОНИЗМ]), в другом – с пользой [ПОЛЬЗА], успехом (утилитаризм), в третьем – с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм [ЕВДЕМОНИЗМ]).

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т.к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем – аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели – это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), а в стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристотелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно – в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся киники, стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто иное, чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать евдемонизм в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это различение, в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения категории счастья в системе моральных понятий. Счастье – фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье – цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья – прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами – εὐδαιμονία и μακαρίτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л.Фейербаху, евдемонизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе – такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.

Философия древности и Средних веков в целом этизировала проблему счастья или, что то же самое, рассматривала этические проблемы в связи со стремлением человека к счастью. В Новое время ситуация меняется, и этика уже не направлена на осмысление человеческой жизни в терминах счастья, что получило обоснование у Канта. Он развел понятия морали (добродетели, долга) и счастья, выдвинув два основных аргумента: а) хотя счастье в качестве высшего блага признают все, тем не менее понимают его по-разному, оно предстает как субъективное чувство и не может стать основой общезначимости (всеобщности) как специфического признака нравственности; б) соединение морали со счастьем создает иллюзию, будто добродетельность человека гарантированно дополняется его жизненным благополучием. Позицию Канта нельзя понимать как этическую дискредитацию счастья. Последнее признается в качестве фокуса всех эмпирических целей человека, императивов благоразумия, но имеет иной источник и иную природу, чем нравственный долг.

В современной этике проблематика счастья растворена в разнообразных натуралистических теориях морали, в ней нет акцентированных евдемонистических моральных учений, проблема счастья не является центральной в этических дискуссиях, что, видимо, отражает трагизм мироощущения и общественного существования современного человека.

 

Литература:

 

1. Аристотель. Никомахова этика, кн. 1. Соч. в 4 т., т. 4. М., 1983;

2. Эпикур. Письмо Менекею.– В кн.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, кн. 10. М, 1986;

3. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека, пер. А.В.Коноваловой. М., 1981.

А.А.Гусейнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Счастье — I Сча́стье понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Большая советская энциклопедия
  2. счастье — -я, ср. 1. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-л. Семейное счастье. Народное счастье. □ — Человек создан для счастья. Короленко, Парадокс. Малый академический словарь
  3. СЧАСТЬЕ — СЧАСТЬЕ — англ. happiness; нем. Gluck. Состояние человека, к-рое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Социологический словарь
  4. счастье — орф. счастье, -я Орфографический словарь Лопатина
  5. счастье — Сча́сть/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  6. счастье — : к счастью, на счастье и по счастью (вводные слова). К счастию, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены... (Лермонтов). На счастье, не пришлось и разворачивать танк: он и без того смотрел пушкой влево (Леонов). По счастию, союзники не думали о штурме (Станюкович). Управление в русском языке
  7. счастье — • абсолютное ~ • безграничное ~ • безмерное ~ • безумное ~ • большое ~ • великое ~ • высшее ~ • громадная ~ • настоящее ~ • невыразимое ~ • неземное ~ • неимоверное ~ • необыкновенное ~ • оглушительное ~ • огромное ~ • полное ~ Словарь русской идиоматики
  8. Счастье — Понятие, конкретизирующее высшее благо как завершённое, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Понятие "С." многоаспектно. Можно выделить четыре осн. значения понятия С. (В. Педагогический терминологический словарь
  9. счастье — Благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай Счастье ему благоприятствует (улыбается), ему посчастливилось, везет Красные дни «А под случай попал, – на здоровье гуляй» Кольцов «Жить там разлюли-малина... Словарь синонимов Абрамова
  10. счастье — сущ., с., употр. очень часто (нет) чего? счастья, чему? счастью, (вижу) что? счастье, чем? счастьем, о чём? о счастье 1. Счастьем называют чьё-либо ощущение полной удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо. Толковый словарь Дмитриева
  11. счастье — Общеслав. Суф.-преф. производное (с помощью приставки съ- в значении «хороший» (см. сдоба) и суф. (-иj-) от чясть (через «юс» малый). Буквально — «хорошая часть, доля». См. часть. Этимологический словарь Шанского
  12. счастье — О продолжительности, прочности счастья; о неожиданном, неизведанном и т. п. счастье. Беглое (устар.), бесконечное, близкое, быстрое, быстролетное (устар. поэт.), быстротекущее (устар. поэт.), быстротечное (устар. Словарь эпитетов русского языка
  13. счастье — СЧАСТЬЕ — НЕСЧАСТЬЕ Счастливый — несчастный (см.) счастливо — несчастно к счастью — к несчастью (см.) счастливый — несчастливый (см.) счастливо — несчастливо (см.) счастливец(-ица) — несчастливец(-ица) (см.) Приносить счастье — приносить несчастье. Словарь антонимов русского языка
  14. СЧАСТЬЕ — См. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ. Большой психологический словарь
  15. счастье — • Безоблачное (Голен.-Кутузов, Круглов). • Бледное (Фофанов). • Брызнувшее в лицо (Ремизов). • Бурное (А. Яблоновский). • Всесильное (Фет). • Голубое (Белый). • Дерзкое (Фофанов). • Золотое (Круглов, Козлов). • Искрометное (Чехов). Словарь литературных эпитетов
  16. счастье — СЧАСТЬЕ, я, ср. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. С. созидания. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача. Во всём с. кому-н. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (посл.). • К счастью или по счастью, вводн. сл. Толковый словарь Ожегова
  17. СЧАСТЬЕ — СЧАСТЬЕ — см. ЭВДЕМОНИЗМ. Новейший философский словарь
  18. счастье — СЧ’АСТЬЕ, счастья, мн. нет, ср. 1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью. «И стала с счастием народа цвесть радость в селах и градах.» Рылеев. «Свободу дайте мне, — найду я счастье сам!» Баратынский. Толковый словарь Ушакова
  19. счастье — СЧАСТЬЕ -я; ср. 1. Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-л.; внешнее проявление этого чувства. Семейное с. Желаю счастья. С. народа. Стремление к счастью. С. созидания. Толковый словарь Кузнецова
  20. счастье — СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь. Толковый словарь Даля
  21. СЧАСТЬЕ — СЧАСТЬЕ — состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни. СЧАСТЬЕ — город (с 1963) на Украине, Луганская обл., на р. Северский Донец, близ ж.-д. ст. Огородный. 13,6 тыс. жителей (1991). ГРЭС. Большой энциклопедический словарь
  22. счастье — счастье I ср. 1. Состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. 2. Успех, удача. || Счастливый случай, счастливое стечение обстоятельств. II предик. 1. О состоянии, когда очень хорошо. 2. О везении, удаче, сопутствующих кому-либо. Толковый словарь Ефремовой
  23. счастье — сча́стье укр. ща́стя ср. р.; цслав. съчѧстьнъ "причастный", др.-чеш. ščěstie, чеш. štěstí "счастье", št᾽аstný "счастливый", слвц. št᾽аstiе, št᾽аstný, польск. szczęście. Праслав. *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- : др.-инд. su- "хороший" + *čęstь "часть"... Этимологический словарь Макса Фасмера