СУХРАВАРДИ

СУХРАВАРДӢ Шихāб ад-Дӣн Йах̣йā, ас- (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран – 1191, Алеппо) – арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма [ИШРАКИЗМ]. К имени ас-Сухравардӣ добавляют «ал-мак̣тӯл» (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы – «шайх̱ ал-ишрāк̣» (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Дӣна ал-Джӣлӣ, затем после переезда в Исфаган – у Фах̱р ад-Дӣна ал-Мāридӣнӣ. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухравардӣ через Захӣра ал-Фāрисӣ познакомился с сочинением «ал-Бас̣ā’ир» («Прозрения») своего младшего современника ʻУмара Ибн Сахлāна ас-Саваджӣ, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухравардӣ можно назвать «Логику восточных» Ибн Сӣны, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения «Восточная философия», в котором, возможно, Ибн Сӣной были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сӣнā служит безусловным авторитетом для ас-Сухравардӣ, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего.

Основным философским сочинением ас-Сухравардӣ, содержащим изложение собственно философии озарения, является «Х̣икмат ал-ишрāк̣» («Мудрость озарения»). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также «ат-Тал-вӣх̣āт» («Намеки»), «ал-Мук̣āвамāт» («Оборения»), «ал-Машāриʻ ва-л-мут̣āрах̣āт» («Истоки и вызовы»), в которых ас-Сухравардӣ по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. «Хайāкил ан-нӯр» («Храмы света») и «ал-Алвāх̣ ал-ʻимāдиййа» («Имадовы скрижали») написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе «ал-Г̣урба ал-г̣арбиййа» («В западне Запада»), «Рисāлат ат̣-т̣айр» («Трактат о птицах»), «Луг̣ат-и мӯрāн» («Язык муравьев») и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухравардӣ преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи.

Ас-Сухравардӣ оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей – аш-Шахразӯрӣ, К̣ут̣б ад-Дӣн аш-Шӣрāзӣ, С̣адр ад-Дӣн аш-Шӣрāзӣ.

 

Сочинения:

 

1. Sohravardi Sh.Y. Oeuvres philosophiques et mystiques, ed. H.Corbin, v. l–3. Teheran, 1993;

2. Sohravardi. Partaw namach (The book of Radiance), ed. H.Ziai. Costa Mesa, 1998;

3. Idem. The Philosophy of Illumination (Hikmat al-ishraq), ed. and transl. J.Walbridge and H.Ziai. Brigham-Provo, 1999;

4. в рус. пер.: Му’нис аль-ʻушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В.А.Дроздовой.– «Восток», 1993, № 2, с. 131–50;

5. Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я.Эшотса.– «Волшебная гора», VII, 1998, с. 160–80;

6.  ʻАк̣ā̕ ид ал-фалāсифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азерб. пер. Баку, 1986.

 

Литература:

 

1. Fakhry M. Al-Suhrawardi’s critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashsha’un).– Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P.Morewidge. N. Y., 1982, pp. 279–284. См. также лит. к ст. Ишракизм [ИШРАКИЗМ].

А.В.Смирнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сухраварди — Хусейн Шахид (1893, Миднапур, Бенгалия, — 5.12.1963, Бейрут, Ливан), пакистанский политический и государственный деятель. Получил юридическое образование в Великобритании. Был участником Халифатского движения (См. Большая советская энциклопедия
  2. СУХРАВАРДИ — Хусейн Шахид (1893 — 5.XII.1963) — пакистанский политич. деятель. Род. в г. Миднапур (Бенгалия) в аристократич. мусульм. семье. Получил юридич. образование в Англии. Советская историческая энциклопедия