СУРЕШВАРА

СУРЕШВАРА (санскр. Suresvara) (кон. 7–8 в.) – представитель адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА], ученик и младший современник Шанкары [ШАНКАРА]; ведантистская традиция отождествляет его со знаменитым мимансаком Мандана Мишрой, который после диспута с Шанкарой перешел на его сторону и вместе с посвящением принял новое имя. Основные труды: Комментарии («Вартика») на Комментарии Шанкары на «Брихадараньяка-упанишаду» и «Тайттирия-упанишаду», «Манасолласа» («Радость разума») (Комментарий на гимн Шанкары «Дакшинамурти-стотра»), трактат «Найшкармья-сиддхи» («Обретение не-деяния), толкующий идеи, представленные в шанкаровой «Упадеша-сахасри», и «Панчикарана-вартика» («Толкование пятиглавия»), основанная на небольшой работе Шанкары «Панчикарана». Считается, что после Шанкары именно Сурешвара стал первым настоятелем монастыря в Канчи. Сурешвара занимался разработкой «теории значения», полагая, что ведийские речения должны приниматься одновременно и в буквальном, и в метафорическом смысле. Считал, что освобождение достижимо не столько на пути рационального, вербализованного знания, сколько во внезапном озарении, наступающем благодаря постоянному повторению ведийских мантр и речений. С точки зрения Сурешвары, локусом авидьи [АВИДЬЯ] выступает не отдельная душа, но само чистое сознание как таковое. Именно идеи Сурешвары заложили основу целого направления адвайты, по существу склонявшегося к представлению о существовании одной-единственной души, которой всего лишь грезится весь остальной мир; в дальнейшем оно получило развитие в учении Сарваджнятмана (10–11 вв.) и окончательно оформилось в направлении дришти-сриштивада Пракашананды (16 – нач. 17 в.).

 

Сочинения:

 

1. Naiṣkarmyasiddhi. – «Bombay Sanskrit and Prakrit Series», (Bombay), 1925, № XXXVIII.

 

Литература:

 

1. Balasubramanian R. The Taittirīyopaniṣad-bhāṣya-vārtika of Sureśvara. Madras, 1984.

И.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me