СУАРЕС

СУАРЕС (Siaarez) Франсиско (5 января 1548, Гранада – 25 сентября 1617, Лиссабон) – представитель второй схоластики [ВТОРАЯ СХОЛАСТИКА]; doctor eximinus (исключительный, выдающийся доктор). В 1564 вступил в орден иезуитов. Изучал право в университете Саламанки, затем преподавал во многих университетах Испании, Португалии и Италии. Философия Суареса в целом базируется на аристотелевско-томистской традиции, причем многие из его идей вызваны к жизни полемикой поздних томистов, скотистов и оккамистов.

В главном труде «Метафизические дискуссии» (Disputationes metaphysicae, 1597) Суарес выделяет метафизику как особую науку со своим предметом и методом исследования и строит свое произведение, отходя от господствующих в схоластике традиций комментирования, систематического изложения онтологической проблематики. Цель метафизики – «созерцание истины ради нее самой» (Disp. met., disp. 1, sect. 4. n. 2), ее предмет – 1) бытие как таковое (в абстракции от материи – как чувственной, так и умопостигаемой), 2) бытие как причина (учение Аристотеля о четырех причинах Суарес дополняет делением действующей причины на необходимую и свободную), 3) основные категории бытия (бесконечное и конечное, субстанция и акциденция, сущность и существование и т.д.).

Суарес отвергает свойственное многим томистам понимание сущности и существования как реального различия двух разных вещей, равно как и «формальное различие» сущности и существования у Дунса Скота [ДУНС СКОТ], не соглашается он и с оккамистским сведением их к различию именований, поскольку это различие имеет основание в самой (единой) вещи. Понятие «реального», охватывающее у Суареса как актуальное существование, так и объективно возможное, явилось исходным пунктом дискуссии о множестве возможных миров и основании актуализации какого-либо из них; одним из решений этой проблемы стала концепция «наилучшего из миров» Г.В.Лейбница. Признавая реальное существование только индивидуальных вещей, которые могут быть познаны непосредственным образом (Disp. met., 1, 4; De Anima, 1, 4, 3, 3–5), Cyapec отвергает реальное существование универсалий: единство универсального – продукт мысли, которая при этом, однако, отталкивается от самих вещей (здесь Суарес полемизирует с номинализмом оккамистов): «umversalitas est per intellectum cum m re» (Disp. met., 6, 5, 1). Соглашаясь с Дунсом Скотом в том, что индивидуальное есть нечто реально отличное от общей сущности вещи, Суарес, однако, считает, что основанием индивидуации является не «этость», но сама композиция конкретной формы и конкретной материи (Disp. met., 5, 6, 15). Суарес отвергает и томистскую концепцию «сигнифицированной» (т.е. количественно определенной) материи как начала индивидуации (Ibid., 14, 3, 25).

Отклоняя выдвинутую Доминго Банесом концепцию т.н. «физического передвижения», согласно которой божественная благодать «физически», т.е. непреложно, движет человеческую волю как противоречащую свободному самопожертвованию Христа (Comm. ас disp. m tert. p. D.Thomae, 1; Op. omn. v. 18, 286b–287a), Cyapec принимает сам термин для обозначения помощи, оказываемой божественной благодатью и согласующейся со свободой воли человека (De vera intelligentia auxilii efficacis, 46; Op. omn. v. 10, 653a–661b).

В трактате «О законах» (De legibus, 1612), следуя в целом томистскому учению (в частности, в делении закона на вечный, естественный и человеческий), Суарес подчеркивал значение волевого элемента в установлении закона: естественный закон содержит только самые общие положения (следует совершать благо и избегать зла и т.п.), поэтому человеческий закон не проистекает непреложно из естественного, а образуется волей законодателя (De legibus, 2, 20). В дискуссии относительно концепции пробабилизма [ПРОБАБИЛИЗМ] Суарес выдвинул идею о том, что двусмысленный закон не является обязывающим (позднее эта идея нашла выражение в юридических формулах «lex dubia non obligat» и «obligatio dubia – obligatio nulla»).

В трактате «Защита католической веры против англиканской секты» (Defensio fidei, 1613), направленном против главы англиканской церкви короля Джеймса I (автора трактатов по теологии, переводчика Библии на английский язык), Суарес признавал сувереном общество, делегирующее власть монарху. В трактате «О войне» (De bello) он выделил ряд критериев, определяющих «справедливую войну, восстановление справедливости, когда исчерпаны другие средства, и умеренность в ведении войны».

Сочинения Суареса по метафизике и богословию пользовались большой популярностью не только в католических, но и в протестантских учебных заведениях. Суарес оказал влияние на Лейбница, Декарта (несмотря на нередкие выпады их в адрес Суареса), Спинозу, Хр.Вольфа. Наряду с Франсиско де Витория он считается основоположником теории «международного права», его правовая теория оказала большое влияние на концепцию Гуго Гроция.

 

Сочинения:

 

1. Varia opuscula theologica contra anglicanae sectae enores. Madrid, 1613;

2. Opera omnia, 28 vol. P., 1856-1861;

3. De bello. Madrid, 1954;

4. Disputationes Metaphysicae. Madrid, 1960–1964;

5. в рус. пер.: Предисловие к книге «Метафизические рассуждения» и 1-й раздел первого рассуждения «О природе первой философии, или метафизики».– «Историко-философский ежегодник. 86». М., 1986.

Литература:

1.  Werner К. Suares und die Scholastik der letzten Jahrhunderte. Regensburg, 1861;

2. Scorraffle R. de. François Suarez, 2vol. P., 1912–13;

3. Conde y Luque R. Francisco Suarez doctor eximinus. Madrid, 1914;

4. Conze E. Der Begriff der Metaphysilc bei Franz Suarez. Lpz., 1928;

5. Breuer A. Dei Gottesbeweise bei Thomas und Suarez. Fribourg, 1930;

6. McCormick J.J. A Suarezian Bibliography. Chic, 1937;

7. Mugica P. Bibliografica suaresiana. Granada, 1948;

8. Alejandro J.M. La gnoseologica del accusacion nominalista. Comillas, 1948;

9. Ciacon C. La Seconda Scolastica, v. 2–3. Mil., 1947–50;

10. Ambrosetti G. La filosofia delle leggi di Suarez. Città del Messico, 1948;

11. Mullaney T. Suàrez on Human Freedom. Baltimore, 1950;

12. Perena Vicente L. Teoria de la guerra en Francisco Suarez, 2 v. Madrid, 1954;

13. Dumont P. Liberté humane et concurs divin d’après Suarez. P., 1960.

К.В.Бандуровский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Суарес — (Suarez) Франсиско (5.1.1548, Гранада, — 25.9.1617, Лисабон), испанский теолог и философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики (См. Схоластика); иезуит. Окончил университет г. Саламанка (1570). Большая советская энциклопедия
  2. СУАРЕС — СУАРЕС (Suarez) Франсиско (1548-1617) — представитель поздней схоластики в истории средневековой философии и теологии. В 1564 становится членом ордена иезуитов и получает образование в иезуитской коллегии. Изучает философию. Новейший философский словарь
  3. СУАРЕС — СУАРЕС (Suarez) Франсиско (1548-1617) — испанский теолог и философ, представитель поздней (т. н. второй) схоластики, иезуит. Родоначальник суаресизма, противостоящего томизму в истолковании соотношения свободы воли и божественного предопределения. По политическим взглядам — тиранномах. Большой энциклопедический словарь