СТАРООБРЯДЧЕСТВО

СТАРООБРЯДЧЕСТВО – приверженность части русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер. 17 в. патриархом Никоном. В старообрядчестве сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых именует себя Православной (Древнеправославной) Церковью, а своих последователей – православными христианами. Богословствование начального старообрядчества содержало только защиту традиций и критику реформы. Его наиболее известным духовным вождем был протопоп Аввакум [АВВАКУМ]. Уже к кон. 17 в. из-за продолжающегося разделения с официальной церковной иерархией старообрядчество оказывается вынужденным разрешать ряд проблем религиозно-философского содержания. 18 в. стал периодом высокой интеллектуальной активности, когда были созданы такие произведения, как «Диаконовы ответы», «Поморские ответы», «Щит веры», широко развернулась полемика между половцами и беспоповцами. Вплоть до нач. 20 в. литература старообрядчества создавалась на церковнославянском языке и печаталась нелегально или же переписывалась от руки. Незадолго до революции появляются сочинения на русском языке, принадлежавшие И.Кириллову, Ф.Мельникову, Л.Пичугину, В.Сенатову и др. Обсуждение духовных, мистических последствий реформированных внешних материальных форм богопочитания сопровождалось в старообрядчестве осмыслением религиозно-философской проблематики связи формы и содержания, сущности и явления, земного и сверхъестественного. Вырабатывались представления о гармоничном единстве всех вербальных и невербальных форм отношений между человеком и Богом, воплощаемых в церковном бого-почитании; о неразрывном единстве духовной сущности и совокупности ее внешних явлений. Конфликт с высшей церковной иерархией потребовал выяснить пределы повиновения христианина авторитету духовных властей и способности человека самостоятельно судить, что есть истина, а что ей противоречит. Большое развитие получили принципы понимания и истолкования текстов, в частности, положение о связи смысла текста с контекстом и с историческими условиями его создания. Старообрядческому мыслителю 18 в. А.Денисову принадлежит первое в России палеографическое исследование. Особое внимание уделялось эсхатологическим проблемам. Подвергаясь гонениям от властей, старообрядчество не создало, однако, оппозиционной социально-политической доктрины и сочетало верность своей вере с гражданской лояльностью. Книжное наследие старообрядчества, созданное за трехвековой период, огромно по объему, но вплоть до настоящего времени его религиозно-философское содержание мало изучено и не оказало значительного воздействия на развитие русской философской мысли, хотя пример духовной стойкости вдохновлял многих выдающихся деятелей России.

Литература:

1. Громогласов И.М. О сущности и причинах русского раскола, т.н. старообрядства. Сергиев Посад, 1895;

2. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в. М., 1995;

3. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996;

4. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М., 1997.

М.О.Шахов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Старообрядчество — Религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей... Большая советская энциклопедия
  2. старообрядчество — -а, ср. Религиозно-общественное движение в России середины 17 в., отвергавшее церковную реформу патриарха Никона... Малый академический словарь
  3. СТАРООБРЯДЧЕСТВО — Религиозно- общественное движение в России, возникшее со времени раскола в рус. православной церкви (подробнее см. в статье Раскол). Основными церковно-религиозными течениями являются течения поповцев и беспоповщина. Советская историческая энциклопедия
  4. старообрядчество — орф. старообрядчество, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. старообрядчество — Стар/о/обря́д/ч/еств/о. Морфемно-орфографический словарь
  6. старообрядчество — СТАРООБРЯДЧЕСТВО -а; ср. В русском православии с середины 17 в.: религиозное движение за сохранение старых порядков, отказавшееся признать реформу патриарха Никона и вызвавшее раскол русской церкви (в дальнейшем распалось на течения поповцев, беспоповцев, разные толки и согласия). Толковый словарь Кузнецова
  7. старообрядчество — СТАРООБР’ЯДЧЕСТВО, старообрядчества, мн. нет, ср. (церк.). Религиозное направление, объединяющее ряд сект, возникших в результате раскола (см. раскол в 3 ·знач. ). Толковый словарь Ушакова
  8. старообрядчество — См. старый Толковый словарь Даля
  9. Старообрядчество — Совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ ХVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. До 1906 г. сторонники старообрядчества преследовались царским правительством. Словарь по культурологии
  10. СТАРООБРЯДЧЕСТВО — СТАРООБРЯДЧЕСТВО — совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ 17 в. (см. Раскол) и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Большой энциклопедический словарь
  11. старообрядчество — старообрядчество ср. 1. Религиозное направление, объединяющее ряд сект, которые возникли в результате церковного раскола в Российском государстве в XVII в. и стремились к сохранению старины в церковной жизни и обрядности. 2. Вероучение и обрядность сторонников этого направления. Толковый словарь Ефремовой
  12. старообрядчество — СТАРООБРЯДЧЕСТВО, а, ср. Общее название религиозных течений, возникших в России с конца 17 в. вследствие религиозного раскола (впоследствии распавшихся на несколько толков2) и стремящихся к сохранению старых церковных правил (старой веры)... Толковый словарь Ожегова