СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается как «воздание должного» или «отход от ложного (бāт̣ил) в пользу истинного (х̣ак̣к̣)» при близости понятий должного и истинного (см. Истина). Справедливость как наделение различных противоборствующих сторон причитающейся им долей выражается терминами «ик̣с̣āт̣» и «инс̣āф». Более общим и в то же время преобладающим является понимание справедливости как «‘адл» или «‘адāла», включающее смыслы «уравненности» и «усредненности». Противоположностью выступает «несправедливость» (джавр, з̣улм).

В исламском вероучении Бог понимается как «справедливый» (‘адл). Справедливость трактуется как наказание грешников, которое Бог вправе осуществить, если решает не прощать их: в этом смысле справедливость оказывается противопоставленной «милости». В применении к человеку «справедливость» (‘адāла) является важнейшим понятием исламской этики, имеющим и социально-психологическое («справедливый» означает «уважаемый»), и научное (в традиционный науках, в частности хадисоведении, «несправедливость» передатчика лишает хадис достоверности), и юридическое значение (только «справедливые» люди могут выступать свидетелями на суде). Она определяется в большинстве случаев как преобладание «добрых» поступков (х̣асана) над «малыми» грехами (с̣аг̣ā’ир) при условии несовершения «великих» грехов (кабā’ир). Справедливость правителя является искомой ценностью, но не условием и не императивом в суннитских политических учениях (ал-Мāвардӣ, ал-Фаррā’ и др.), поскольку уступает безусловному требованию подчиняться любому законному правителю, даже несправедливому. В шиизме [ШИИЗМ]представление об абсолютном совершенстве правителя (имама) снимает вопрос о его возможной несправедливости. В ранней исламской мысли (рафидиты, мурджииты, мутазилиты) признавалась возможность выступления против несправедливого правителя либо словом, либо делом («мечом»), иногда с условием полной уверенности в своей правоте и успехе.

В философии античное, прежде всего аристотелевское, понимание справедливости излагалось авторами трактатов об исправлении нравов (см. Добродетель [ДОБРОДЕТЕЛЬ], Совершенство). Справедливость понимается ими как «равенство» или «равная мера» в отношениях между людьми и устройстве космоса. Тесно связанное с этим понимание «умеренности» (и‘тидāл) как наилучшего состояния проявляется в натурфилософии в обсуждении качеств «смесей» первоэлементов или свойств климатов. В каламе [КАЛАМ]было предложено своеобразное «уравнительное» понимание справедливости как равенства людей в необходимом для них руководстве со стороны Бога и ниспослании удачи, что было явно направлено против тезиса исламского вероучения об избирательном и волюнтаристском отношении Бога к верующим. Другие мутакаллимы толковали справедливость как действия, совпадающие с приказаниями Закона, а несправедливость – как совпадающие с его запретами. Джабариты (см. Предопределение [ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ]) признавали «справедливым» только Бога, но не людей, поскольку только Бог является для них истинным действователем.

А.В.Смирнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me