СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

СОКРАТИЧЕСКИЕ  ШКОЛЫ,  «СОКРАТИКИ»  (οἱ

Σωκρατικοί) – философские школы, основанные вскоре после смерти Сократа [СОКРАТ]его ближайшими учениками: Мегарская школа [МЕГАРСКАЯ ШКОЛА](Евклид), Элидская (Федон из Элиды, см. Элидо-эретрийская школа [ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА]), Киренская школа [КИРЕНСКАЯ ШКОЛА](Аристипп), школа киников [КИНИКИ](Антисфен, Диоген Синопский); Платон основал Академию, история которой самостоятельна, хотя и связана с контекстом сократических школ.

Для всех школ авторитетной фигурой был Сократ, память о котором его последователи стремились зафиксировать в «сократических сочинениях» (Σωκρατικοὶ λόγοι). Главным персонажем этих сочинений неизменно был Сократ, а главной задачей – описание его характера (этоса). Такие сочинения писали возглавившие свои школы Антисфен, Федон, Аристипп и Платон (по существу, разработавший на основе традиционного собственный жанр философско-драматического диалога), а также Эсхин [ЭСХИНКсенофонт [КСЕНОФОНТ],не основавшие своих и не примкнувшие к другим сократическим школам. Особенностью всей сократической литературы был ее фиктивно-литературный, а не исторический характер.

Считается, что единый образ Сократа последующая традиция как бы разбила на фрагменты, усилив ту или иную черту его образа жизни или морального учения. Стиль жизни киников соответствовал сократовскому пренебрежению к богатству и умению обходиться минимумом в еде, одежде и т.п. материальных благах; элидская школа усвоила взгляд на философию как на моральную проповедь, в этом отношении к ним примыкают киренаики, имеющие в целом, однако, больше отличий, чем сходств с остальными сократиками (их глава Аристипп интересовался риторикой и политической философией, давал уроки за плату и считал благом удовольствие); мегарики отозвались на учение о единой добродетели, позднее диалектики. Все сократики большое внимание уделяли этическим вопросам, считая добродетель необходимым условием счастья, а философию – воспитанием души. Однако в этике у них были различные взгляды, иногда прямо противоположные: гедонизм Аристиппа и анти-гедонизм Антисфена и Ксенофонта.

На фоне учения Платона философские достижения сократиков представляются незначительными. Немногие интересовались техническими философскими вопросами, среди них – Евклид из Мегары. Он доказывал несостоятельность суждений по аналогии (эпагоге), – излюбленный прием платоновского Сократа. Его школа просуществовала достаточно долго, хотя после работ Дэвида Седли (см. лит. к ст. Мегарская школа [МЕГАРСКАЯ ШКОЛА])принято считать, что учение мегарской школы и учения Диодора Крона и Филона из Афин (или «Филона-Диалектика») представляют собой разные, хотя и родственные школы. Дольше всего (до 4 в. н.э. – ср. кинические симпатии Юлиана Флавия Клавдия)просуществовало движение киников [КИНИКИ],которые не отличались ни единством положительных взглядов, ни институциональной организованностью (ибо никогда не были в строгом смысле школой).

Источники:

1. Socratis et Socraticorum Reliquiae, collegit, disposuit, apparatibus notisque instruxit G.Giannantoni, t. 1–4, 2 ed. Napoli, 1990.

Литература:

1.  Vander Waerdt P.A. (ed.). The Socratic Movement. Ithaca, 1994.

M.А.Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ — СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ — ряд философских направлений античности (4-3 вв. до н.э.), восходящих к учению Сократа и использующих сократический метод. К числу содержательно-генетических источников С.Ш. Новейший философский словарь
  2. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ — СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ — древнегреческие философские школы, созданные учениками и последователями Сократа в 4 в. до н. э.: Академия платоновская, магарская школа, элидоэретрийская школа, киренская школа и киники. Большой энциклопедический словарь