СВАТАНТРИКА-МАДХЬЯМИКА

СВАТАНТРИКА-МАДХЬЯМИКА (санскр. svātantrika-mādhyamika – средний в отношении самостоятельного довода) – подшкола буддийской философии мадхьямика [МАДХЬЯМИКА],основанная Бхававивекой (6 в.). Школа не только опровергала доводы оппонентов, но и выдвигала собственный тезис, согласно которому все обусловленные вещи (дхармо-частицы) нереальны (шуньята [ШУНЬЯТА])с точки зрения абсолютной истины, поскольку производны от причин и условий, они подобны иллюзорным предметам. Необусловленные вещи (пространство, нирвана и т.д.) не существуют в абсолютном смысле, поскольку они не имели происхождения, подобно лотосу в небе. Этот довод не означал отрицания эмпирической достоверности вещей, а только отказывал им в абсолютной реальности, на которой настаивали философы хинаяны. Сватантрика-мадхьямика выступала в буддизме с объединительными тенденциями, стремясь сгладить противоречия между махаяной и хинаяной. На втором этапе развития подшколы ее представители Шантаракшита и Камалашила (8 в.) привнесли в мадхьямику идеи йогачары [ЙОГАЧАРА],а Харибхадра (8–9 вв.) и его последователи – саутрантики. Оба течения были очень популярны в Индии в 8–12 вв., особенно среди мыслителей ваджраяны, а также доминировали в тибетской философии вплоть до 15–16 вв. Ныне сватантрика-мадхьямика изучается преимущественно в тибетских школах сакья и кагью.

Литература:

1. Iida Sh. Reason and Emptiness. Tokyo, 1980;

2. Santina P. Mādhyamaka Schools in India. Delhi, 1986.

В.П.Андросов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me