ПУФЕНДОРФ

ПУФЕНДОРФ (Pufendorf) Самюэль (8 января 1632, Хемниц – 26 октября 1694, Берлин) – немецкий юрист и философ, один из первых в Европе представителей «нового естественного права». Изучал международное право («право народов») в Лейпцигском университете, философию и математику – в Йенском. Основное сочинение – «О праве по природе и рождению» (De jure naturae et gentium. Lipsiae, 1672), – в более кратком изложении «De officio hominis et civis», Lipsiae, 1673 (рус. пер.: О должности человека и гражданина, 1726).

Теория власти и права строилась Пуфендорфом как особый раздел моральной философии, наилучшим изложением которой он, вслед за Спинозой, считал «геометрическую демонстрацию». В понимании естественного права опирался на Г.Гроцияи критическое осмысление концепций Ж.Боденаи Т.Гоббса. В традиции Декарта трактовал семью, общежитие и государство как «моральные вещи», наделенные определенными атрибутами и модусами. В традициях ренессансной эрудиции иллюстрировал свои обобщения пространными обзорами политической истории Европы.

Оригинальная и новаторская позиция Пуфендорфа определялась пониманием естественного индивида как изначально социального существа. Не отрицая себялюбия в качестве первичного мотива человеческого поведения, Пуфендорф считал еще более сильным страх перед одиноким противостоянием природе и стремление найти защиту и помощь у объединенного сообщества. Определяя это стремление как «общественный инстинкт», он на деле трактовал его в качестве свободного и рационального суждения каждого человека (необходимого вывода его естественного разума).

В догосударственном (естественном) состоянии люди, согласно Пуфендорфу, не знали никакой «борьбы всех против всех». Они были добровольными членами мирных семейно-племенных объединений, сплоченных пониманием того, что «вне общества мы не можем ни жить, ни сохранять свой род». Лишь увеличение численности населения и межгрупповые конфликты, приведшие к общему ощущению необеспеченности жизни, заставили людей перейти к государственному состоянию на началах договора.

Государство предполагает двоякого рода соглашение. Это, во-первых, договор в собственном смысле слова, или первоначальный договор (pacta). Суть его в общем (абстрактном) согласии на принуждение верховного правителя, если последний обеспечивает подданным их безопасность и собственность. Это, во-вторых, т.н. постановление (decretum), подразумевающее совокупность обязательных, но перерешаемых договоров, касающихся обоюдных обязательств власти и подданных. Они определяют форму правления (напр., монархию или республику) и характер отношений между сословиями (напр., порядок крепостной зависимости). Вся сфера «постановления» подчиняется критерию целесообразности и предполагает своего рода обмен между заботой об общем благе (на стороне власти) и повиновением (на стороне подданных). Различение pacta и decretum позволило Пуфендорфу, с одной стороны, достаточно определенно отстаивать права совести, жизни и собственности в значении непременных и неотменяемых, с другой – трактовать любые преднайденные формы политической и экономической зависимости как институты, существующие с согласия самих подневольных. Право на индивидуальное гражданское неповиновение Пуфендорф категорически отрицал; наиболее целесообразной формой правления он считал неограниченную монархию (идея представительства не поднимается у него выше замысла совещательного сословного собрания).

Развивая традицию протестантского политического мышления, восходящую к Лютеру и Меланхтону, Пуфендорф настаивал на том, что библейская формула «нет власти кроме как от Бога» имеет в виду лишь мудрое согласие, но никак не прямую санкцию всевышнего. Будучи частью одобряемого Богом мирского порядка, государство (не говоря уже о конкретных формах правления) не может считаться божественным даром. Обязанность жить в государстве подобна обязанности трудиться, «в поте лица зарабатывая хлеб свой» (последняя, как известно, есть проклятие, которое наложено Богом на согрешившего человека). Люди должны жить в государстве, но их правом и их общей ответственностью (как и в случае с поисками эффективных форм труда) является выбор наиболее целесообразного политического устройства. Эта своеобразная позиция позволяла Пуфендорфу отстаивать христианский характер теории общественного договора [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ], достаточно решительно выступать против сакрализации существующей политической власти, с одной стороны, и вмешательства церкви в дела государя – с другой, видеть в веротерпимости важнейшую статью морального кодекса разумных правителей.

Пуфендорф – классический представитель просвещенного легизма. Еще далекий от строгого различения закона и права, он отстаивал правовое достоинство самого закона (его общеобязательность, клятвенность, неизменность) в противовес фаворитизму и переменчивости монархических поручений, распоряжений и указов.

Теория естественного права Пуфендорфа предвосхитила некоторые идеи, систематически выраженные Локком, Руссо и Кантом. Она оказала серьезное воздействие на секуляризацию политико-правовой теории в немецком Просвещении и на формирование первых проектов прав человека у Томазия [ТОМАЗИЙХр.Вольфа. Сочинения Пуфендорфа уже в 18 в. были известны в России. Влияние его идей (в особенности его просвещенного легизма) испытали такие представители дворянского протолиберализма, как Д.И.Фонвизин, С.Е.Десницкий, M.М.Сперанский.

Сочинения:

1. Elementorum Jurisprudentiae Universalis libri, v. 1–2. Hagae, 1660 (Oxf., 1931);

2. Einleitung zu der Historie der vornehmsten Reiche und Staaten. Fr./M., 1684;

3. De habita religionis christianae et vitam eivilem. Bremae, 1687;

4. в рус. пер.: Введение в историю Европейскую, т. 1–2. СПб., 1767–71;

5. Политические рассуждения о согласии политики истинной с религиею христианскою. СПб., 1815.

Литература:

1. Jastrov J. Pufendorfs Lehre von der Monstrosität der Reichsverfassung. В., 1882;

2. Wolf Ε. Grotius, Pufendorf, Tomasius. Tüb., 1927;

3. Welzel H. Die Naturrechtslehre S.Pufendorfs. Hdlb., 1931 (2 Aufl. В., 1959).

Э.Ю.Соловьев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пуфендорф — (Pufendorf) Самуэль (8.1.1632, Дорфхемниц, — 2.10.1694, Берлин), представитель немецкого Просвещения 17 в., преподавал в ряде университетов Западной Европы (в Гейдельберге занимал первую в Европе кафедру естественного права). Большая советская энциклопедия
  2. ПУФЕНДОРФ — (Pufendorf), Самуэль (8.I.1632 — 26.X.1694), барон фон, — нем. правовед и историк. В 1661-70 — проф. естеств. и междунар. права в Гейдельберге. В 1667 под псевдонимом Северин де Монзамбано опубл. памфлет ("De statu Imperii germanici... Советская историческая энциклопедия
  3. Пуфендорф — Неправильно Пуффендорф (Самуил Pufendorf, 1631 — 1694) — знаменитый юрист и историк, сын проповедника в Хемнице, учился в Лейпциге, где занимался изучением международного права... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. ПУФЕНДОРФ — ПУФЕНДОРФ (Pufendorf) Самуэль (1632-1694) — немецкий юрист, представитель естественноправового учения в Германии. Большой энциклопедический словарь