ПРОСТРАНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ПРОСТРАНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Как и в понимании времени, в понимании пространства различаются атомистическая и континуалистская концепции. Первая выработана в каламе [КАЛАМ]и принята в суфизме [СУФИЗМ], вторая выдвинута в арабоязычном перипатетизме [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ]как воспроизведение аристотелевского учения и воспринята в исмаилизме [ИСМАИЛИЗМишракизме [ИШРАКИЗМ].

Хотя мутакаллимы не развивают специального учения о пространстве, оно легко реконструируется из их понимания атомистического строения вещества и теории движения. Ими признается возможность существования одномерного (х̱ат̣т̣ – линия), двумерного (сат̣х̣, басӣт̣ – плоскость) и трехмерного (джисм – тело) пространства и соответствующих объектов – конфигураций атомов, в сочленении которых и возникают эти три вида пространства (см. Атомизм [АТОМИЗМ]). Соответственно определяется наименьшее количество атомов, необходимых для построения трехмерного тела: либо восемь, если каждое большее измерение пространства возникает как результат сочленения двух элементов, существующих в меньшем измерении, либо шесть, если каждая пространственная ось образована независимо двумя атомами. Кроме того, одиночный атом признавался некоторыми не имеющим пространственных характеристик и потому не существующим отдельно. Другие считали, что атом имеет только одну «сторону» (джиха) и этой стороной соединяется с другим атомом. Пространство, понимаемое фактически как функция атома вещества, оказывается зависимым от понятия «место»(макāн) тела. Тело может занимать в два последовательных момента времени два разных места, причем движение определяется как их несовпадение, а значит, не ставится вопрос о том, как тело «попало» из первого места во второе: пространство принципиально дискретно.

Арабоязычные перипатетики в полемике против атомизма мутакаллимов выдвигают аристотелевскую континуалистскую теорию пространства. Они считают, что пространство потенциально делимо до бесконечности, но актуально деление всегда имеет предел. Тело понимается как имеющее три измерения, существование объектов в меньших измерениях не признается. Каждое меньшее измерение пространства возникает как «предел» (сечение) большего. Пространство мыслится как условие тела и его движения, а не наоборот: тело движется вдоль уже наличной «линии», а не линия создается отдельными точками, занимаемыми телом. Три «измерения» (аб‘āд, ед. ч. бу‘д, также бу‘д мик̣дāрийй) пространства не пересекаются, вследствие этого взаимное проникновение тел невозможно. Измерение определяется как нечто имеющееся между телами, более абстрактным оказывается понятие «протяженность» (имтидāд). «Направление» (джиха) определяется как «предел» (х̣адд), или «край» (т̣араф), протяженности. Из шести направлений два абсолютны (верх–низ), четыре конвенциональны (право–лево, вперед–назад). Наличие направлений является априорным условием движения, которое не может совершаться не в направлении чего-то. Направления задаются абсолютным объемлющим телом, ограничивающим место мира.

А.В.Смирнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me