ПРАЙОДЖАНА

ПРАЙОДЖАНА (санскр. prayojana – намерение) – четвертая категория ньяи, отражающая ее понимание познания как практическо-предметной деятельности; мотив, стимул как познавательно-деятельностная установка. В «Ньяя-сутрах»прайоджана определяется как «объект, в соответствии с которым предпринимают действие» (I.1.24). Ватсьяяна в начале своего комментария отмечает, что прайоджана «пронизывает» все живые существа, действия и науки, т.к. немотивированной практики быть не может. В комментарии к цитированной сутре он определяет «объект» как то, что стимулирует стремление приобрести, либо избежать, его, а потому также решение и выбор средств его приобретения или избежания. «Соответственность» равнозначна самому этому решению, а «соответствующим» будет объект, в связи с которым такое решение принимается. Уддйотакара осмысляет, почему прайоджана следует в перечне категорий за сомнением (саншая [САНШАЯ]): «немотивированное» сомнение никогда не ведет к исследованию.

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Прайоджана — Результат; плод; конец. Йога и веданта. Словарь терминов