ПЛУТАРХ АФИНСКИЙ

ПЛУТАРХ АФИНСКИЙ (Πλούταρχος), сын Нестория (ум. 432) – греческий философ-неоплатоник, первый «диадох» Академии, введший в нее благодаря Приску и Ямвлиху Младшему платонизм ямвлиховской ориентации, по существу – основатель неоплатонической школы в Афинах, размещавшейся в его доме вплоть до закрытия в 529. Дед Плутарха, также Несторий, был иерофантом и, по свидетельству историка Зосимы (Hist. IV 18, р. 172.27–173.20 Mendelsohn), совершением соответствующих обрядов Афине и Ахиллу спас Афины от землетрясения в 376. Однако сам Плутарх скорее придерживался интеллектуалистской позиции и сдержанно относился к теургическим увлечениям Ямвлиха и его последователей. Написал комментарии к ряду диалогов Платона и толковал Аристотеля, учитывая точку зрения Александра Афродисийского (с которым он не соглашался по ряду вопросов – ср. свидетельства: Philop. In De an. p. 21, 20–23 Hayduck; Simpl. In De an. p. 302, p. 23–29 Hayduck, etc.). Его сотрудником и преемником был Сириан [СИРИАН], с ним он читал «О душе» Аристотеля и платоновского «Федона» (35 цитат из комментария Плутарха на текст Аристотеля «О душе» в комментариях на этот трактат у Иоанна Филопона и Симпликия, ссылки в комментариях на «Федона» Олимпиодора и Дамаския). Прокл [ПРОКЛ], ставший преемником Сириана по руководству школой, упоминает толкование Плутарха на «Парменида». Плутарх комментировал также «Горгия». Среди его учеников – Гиерокл [ГИЕРОКЛ] Александрийский.

Плутарх учил о сверхбытийном Едином [ЕДИНОЕ] (его формулировки соотносимы с Анонимным комментарием на «Парменид» Платона). Его концепция «доксы»-мнения и «фантасии»-воображения как центральных способностей души, связывающих ее не только с чувственно воспринимаемым миром, но и со сферой Ума (откуда именно душа черпает образцы для математических построений), оказала влияние на Прокла.

Фрагменты:

1. Plutarco di Atene. L’uno, l’anima, le forme, ed. D.P.Taormina. Firenze, 1989.

Литература:

1. Blumenthal H.J. Plutarch’s exposition of the De anima and the psychology of Proclus. – De Jamblique à Proclus. Vandœvres–Gen., 1975, p. 123–147 (Entrétiens sur l’antiquité classique, t. XXI).

Ю.А.Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me