ПЕЧЕРИН

ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич [15(27) июня 1807, с. Дымерка Черкасской губ. – 17(29) апреля 1885, Дублин, Ирландия] – русский мыслитель, писатель, католический священник. Сын военного, детство провел в гарнизонах провинциальных городов юга России. Неприятие российской действительности оформилось в дальнейшем в т.н. национальный нигилизм. В 1825–29 – мелкий петербургский чиновник. В 1829 поступил в Петербургский университет, где проявил незаурядные лингвистические способности в изучении древних языков. Блестяще окончив университет в 1831, получил место помощника библиотекаря и лектора по кафедре латинского языка Московского университета. В те годы, ненавидя деспотизм, Печерин придерживался либерально-конституционных взглядов, все свои жизненные планы связывая с Европою. В 1833 командирован в Берлинский университет с целью завершения образования и для подготовки к профессорству. За границей стал горячим приверженцем учения Ламенне, в Швейцарии пытался сблизиться с республиканцами. По возвращении в 1835 в Россию получил звание и. о. экстраординарного профессора Московского университета, в течение семестра читал лекции по классической философии. В 1836 под вымышленным предлогом покинул Россию. 1835–38 провел в Швейцарии в среде итальянских республиканцев. В 1838, спасаясь от долговой тюрьмы, бежал во Францию, а оттуда в Бельгию, где был домашним учителем, секретарем-переводчиком. Увлекался учениями Сен-Симона, Фурье, Бабёфа, Пьера Леру, Мишле, Жозефа де Местра, которого позже назвал «наглым и бессовестным фанатиком, поборником деспотизма». Печерин называл себя «перипатетическим философом», имея в виду буквальный перевод. Однако к сколько-нибудь системным взглядам (тем более к их изложению) Печерин не пришел: «Французские идеи влекут за собой французский образ жизни: сидеть целый день в кофейне, разглагольствовать о политике» – ироническая самооценка как бы обосновывала идейный кризис: в 1840 в Льеже вступил в католическую церковь и был принят монахом в орден редемптористов, а в 1843 стал профессором истории, греческого и латинского языков в монастырской семинарии Вигтема (Германия), известным в католических кругах проповедником. В 1844 после получения монастырем бумаги из русского посольства в Гааге был переведен миссионером в Англию. В 1848 лишен российского подданства. В 1853 в Лондоне встретился с Герценом, оставившим интересные воспоминания. Решение Печерина о переходе в католичество было сделано на волне разочарований в утопическом социализме, обостривших ожидание «нового учения, новой системы, новой веры», а также из опасения насильственною возврата в Россию. Монашество соответствовало желанию Печерина «удалиться от света». Переоценка ценностей, разочарование в католицизме, понимание того, что он «добровольно пожертвовал дарами ума и сердца, отрекся от престола разума и закабалил себя в неволю невежественным и наглым фанатикам и был в протяжении 20 лет орудием их мелкого честолюбия», пришло в 60-е гг. Тогда Печерину показалось необходимым оправдаться в принадлежности к духовенству, «к презренной и ненавистной касте». С этой целью он создает свой основной и единственный труд, получивший впоследствии название «Замогильные записки» (Apologia pro vita mea) – воспоминания, начатые по просьбе племянника С.Ф.Пояркова, вскоре переадресованные другу юности Ф.В.Чижову. Сам Печерин считал, что «Записки», «предмет психологического исследования», «представляют явление самостоятельного русского развития». Сама жизнь Печерина – это реальное воплощение идеи «лишнего человека», сумевшего вырваться из николаевской России. Благодаря «Запискам» трагическая судьба Печерина стала беспрецедентным фактом социально-философского осмысления. Преобразования в России 1861 обнаружили трагизм высоко одаренной, незаурядной личности, не сумевшей реализовать свое предназначение, в критические моменты всегда бежавшей от действительности. В итоге для Печерина стали очевидными иллюзорность свободы католического священника («Рабом я родился, рабом и умру») и самообман эмиграции: «От России я никак отделаться не могу. Я принадлежу ей самой сущностью моего бытия, я принадлежу ей моим человеческим значением». В 1862 Печерин пытался восстановить связи с Герценом и Огаревым, возвратился к литературным, историческим и философским занятиям, приступил к естественнонаучным исследованиям в химии и биологии, делал наблюдения в ботаническом саду Дублина. В 1877 со смертью Чижова прервалась связь Печерина с Россией. Последние 23 года жизни провел в Дублине капелланом одной из главных больниц, живя «уединенно и независимо», видя главную задачу своей жизни в том, чтобы «мыслить и любить».

Сочинения:

1. Замогильные записки (Apologia pro vita mea). – В кн.: Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989;

2. Герцен, Огарев и их окружение: рукописи, переписка и документы. М., 1940.

Литература:

1. Гершензон М.О. Жизнь В.С.Печерина. М., 1910;

2. Сакулин П.Н. Русская литература и социализм. М., 1924, ч. 1;

3. Штрайх С. В.С.Печерин за границей в 1833–1835 гг. – В кн.: Русское прошлое. Исторический сборник. Пг.–М., 1923.

Архивы:

1. РГАЛИ, ф. 372, ИРЛИ РАН (ПД), ф. 384, ОР РГБ, ф. 218, ф. 332.

И.Ф.Худушина

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Печерин — Владимир Сергеевич [15(27).6.1807, с. Дымерка, ныне Черкасской области, — 17(29).4.1885, Дублин, Ирландия], русский поэт, мыслитель. Родился в дворянской семье. Большая советская энциклопедия
  2. ПЕЧЕРИН — Владимир Сергеевич (15.VI.1807 — 17.IV.1885) — рус. филолог и литератор. Из дворян Рязанской губ. В 1831 окончил Петерб. ун-т, был доцентом и профессором его. Публиковал в столичных журн. статьи, стихотворения, переводы. Советская историческая энциклопедия
  3. ПЕЧЕРИН — Фамилия прямо восходит к названию реки и указывает непосредственно на выходца с берегов р. Печоры. Если название реки не связано с нарицательным пещера, то название псковского города Печеры связано с пещерами напрямую. Словарь русских фамилий
  4. Печерин — I Владимир Сергеевич — русский иезуит, эллинист; род. в 1808 г. Окончив курс в петербургском университете, был командирован за границу для подготовления к профессорскому званию. В 1836 г. занял кафедру греческой словесности в московском университете. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона