ПАРИС

ПАРИС (Paris) Карлос (род. 1925, Бильбао), один из наиболее известных испанских философов 2-й пол. 20 в. Преподавал философию в университетах Сантьяго-де-Компостела и Валенсии, затем в Мадридском Автономном университете. Участвуя в движении за развитие «научной философии», входил в состав дирекции журнала «Теория». В центре его исследований – проблемы философии техники и философской антропологии, а также осмысление современной культурно-исторической и философской ситуации Испании. Основные работы: «Физика и философия» (1952), «Наука, познание, бытие» (1957), «Технический мир и подлинное существование» (1959), «Унамуно. Структура его интеллектуального мира» (1970), «Человек и природа» (1970).

Определяющим понятием учения Париса является отношение «человек – природа». Понятие «природа», по его мнению, переживает глубокую трансформацию. Благодаря «антропологическому усилию человека придать смысл природе» возникает новая «метафизическая ситуация», когда реальность является уже не «первозданной» природой, а результатом организованного труда человека, творца. Необходима, по мнению Париса, ревизия онтологических категорий, которые должны охватить единство человека и природы. В онтологии на первый план должна выступить категория отношения. Человек как «единичное существо не может быть ни определен, ни понят вне контекста его отношений с остальными существами, составляющими универсум». В свете этого отношение «человек – природа» воспринимается как система творческих взаимодействий через труд.

Особое место Парис отводит технике, рассматривая ее в качестве «жизненного ответа» человека как личности (т.е. несущего в себе проект и ответственного за свое решение) «перед широким горизонтом возможностей». Техническое творчество толкуется им как одно из проявлений подлинности человеческой жизни.

Сочинения:

1. Mundo técnico у existencia. Madrid, 1959;

2. Hombre y naturaleza. Madrid, 1970.

A.Б.Зыкова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Парис — В «Илиаде» (См. Илиада) сын царя Трои Приама и Гекубы (См. Гекуба). После рождения был брошен родителями, так как прорицателями было предсказано, что П. явится причиной гибели Трои. Подобранный пастухами... Большая советская энциклопедия
  2. ПАРИС — (Πάρισ) в греческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна вторым ребенком, ей приснился страшный сон, будто она родила пылающий факел, от которого сгорела Троя. Мифологическая энциклопедия
  3. Парис — • Paris, Πάρις, Ἀλέξανδρος второй сын Приама и Гекубы. Гекубе снилось до его рождения, что она родила пожар, распространяющий свое пламя по всей Трое. Словарь классических древностей
  4. парис — (иноск.) — красавец Ср. Парис окружных городков, Подходит к Ольге Петушков. А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 5, 37. Парис — сын Приама и Гекубы; он увез жену Менелая — Елену, что имело последствием Троянскую войну и разрушение Трои. См. суд Париса. Фразеологический словарь Михельсона
  5. ПАРИС — ПАРИС — в греческой мифологии сын царя Трои Приама. Зевс поручил Парису рассудить споривших между собой о красоте Геру, Афину и Афродиту ("суд Париса"). Большой энциклопедический словарь
  6. Парис — Парис — фамилия нескольких артистов французской труппы императорских С.-Петербургских театров: 1) Парис — актер "на роли резонеров в комедиях и первые роли (по надобности) как трагические, так и комические". Состоял в службе с 1-го декабря 1788... Большая биографическая энциклопедия