ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО – понятие, используемое рядом западных социально-философских учений для обозначения демократических обществ античной древности и современности [СОВРЕМЕННОСТЬ]. Как правило, противопоставляется традиционным обществам, а также тоталитарным политическим режимам. Возникло в 30-х гг. в философии А.Бергсона [БЕРГСОН]. В работе «Два источника морали и религии» открытое общество выступало аналогом некоего идеального общественного устройства, обладающего «динамическими» моралью и религией и состоящего из «моральных героев», гуманистически ориентированных религиозных деятелей, основной целью которых являются не проблемы воспроизводства, сохранения рода и т.п., а благо всего человечества.

Наибольшую известность и широкое распространение это понятие получило с выходом книги К.Поппера [ПОППЕР] «Открытое общество и его враги». В философии Поппера открытое общество рассматривается в качестве антипода традиционного по своей сути «закрытого племенного общества». Оно наделяется набором черт, характерных для современной западной демократии, основано на инструментальной рациональности, десакрализации социальных и политических норм и процедур, возможности изменения социального статуса его членов. Вместе с тем Поппер находит примеры открытого общества не только в настоящем, но и в прошлом. Первым примером подобного типа общества, по его мнению, являются Афины времен Перикла, где впервые в истории социума оказались задействованы возможности рационального человеческого мышления, противопоставленные косности обычая и сакрализованной традиции. Наиболее важным отличием открытого общества от закрытого, по Попперу, выступает возможность рациональной рефлексии со стороны индивида по поводу встающих перед ним проблем, в то время как член закрытого общества [ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО] вынужден действовать в соответствии с санкционированными и/или сакратизованными тем или иным образом предписаниями. Закрытое общество характеризуется верой в существование магических табу, а открытое общество представляет собой общество, в котором люди научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта. Наличие такой рационально-критической установки дает возможность членам открытого общества целесообразно и сознательно направлять развитие общества и, руководствуясь «технологией постепенных социальных преобразований», формировать государственные институты в соответствии с реальными потребностями граждан. По мнению Поппера, именно эта установка присуща современной западной цивилизации и является лучшим средством от рецидивов авторитаризма [АВТОРИТАРИЗМ] и тоталитаризма [ТОТАЛИТАРИЗМ] в современном мире. Концептуальные построения Поппера оказали существенное влияние на западную политическую философию (на трактовку открытого общества Дж.Соросом) и на критику тоталитаризма в общественно-политической мысли Запада.

Литература:

1. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994;

2. Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1–2. М., 1992.

Э.Г.Соловьев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me