ОРФИЗМ

ОРФИЗМ – древнегреческое религиозное движение, возникшее в 6 в. до н.э. в результате реформы культа Диониса: центральный ритуал дионисийских оргий – омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхическом исступлении животной жертвы) – был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребенка-Диониса и вкусивших его мяса. Искупить наследственный грех (лежащий на всем человечестве) мог только «чистый» – посвященный в мистерии и ведущий «орфический образ жизни», отличительной чертой которого для грека 5 в. до н.э. было вегетарианство. «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние – разработанной эсхатологии, которые и были зафиксированы в гексаметрических поэмах. Учредителем очистительных обрядов и автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифического певца Орфея – героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. В современной литературе называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит – Афины, 2-я пол. 6 в. до н.э., и др.), а также всех, исповедовавших религию Орфея. Поэмы под именем Орфея создавались в течение 1000 лет, отражая различные стадии греческой религии и влияние различных философских школ.

От огромной орфической литературы до нас дошли только два поздних памятника: сборник 87 «Гимнов Орфея» (ок. 200 в Малой Азии), составитель которого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона, и «Орфические аргонавтики» (5 в.). От остальных сочинений сохранились только фрагменты, из которых наибольшее философское значение имеют фрагменты теогоний. Из фрагментов т.н. «Рапсодической теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена шести поколений богов. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern, fr. 66). В эфире или из него Хронос-Время «сотворил серебристое яйцо», из которого выходит специфически орфический бог-демиург Фанес («Сияющий») – 1-й царь богов; он творит небо и землю, а также «другую землю» – луну. Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов. При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины, и раздельны?» (вопрос Зевса к Ночи, Kern, fr. 165). Следовавший затем величественный гимн к Зевсу-Вселенной как к началу, середине и концу всех вещей (Kern, fr. 168) был известен уже Платону. Титанов, растерзавших сына Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, – при Фанесе, 2-й, серебряный, – при Кроносе), в которых «злая титаническая природа» (Платон. Законы 701b) соединена с божественным дионисийским началом. Очень рано этот орфический дуализм «титанического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души. Важным источником орфической эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern, fr. 293–296).

Тексты:

1. Orpheus Hymni, ed. Guil. Quandt. Berolini, 1955;

2. Les Argonautiques dʼOrphée, texte établi et trad. par G.Dottin. P., 1930;

3. Kern О. Orphicorum fragmenta. Berolini, 1963, 2nd ed. 1982;

4. Der Orphische Papyrus von Derveni (Derveni Papyrus). – «Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik» 47, 1982, appendix 1–12.

Литература:

1. Русяева А.С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии. – «Вестник древней истории», 1978, № 1;

2. Guthrie W.К.С. Orpheus and Greek religion. N. Y., 1966;

3. Boehme R. Orpheus. Der Sänger und seine Zeit. Bern, 1970;

4. Graf F. Eleusis und die orfische Dichtung Athens in vorhellenischer Zeit. B. – N. Y., 1974;

5. West M.L. The orphic poems. Oxf., 1983;

6. Borgeaud Ph. (ed.). Orphisme et Orphée. Gen., 1991;

7. Pugliese Carratelli G. (ed.). Le lamine dʼoro ʻOrficheʼ. Mil,, 1993;

8. Riedweg C. (ed.). Jüdischhellenistische Imitation eines orphischen Hieros Logos. Tüb., 1993;

9. Brisson L. Orphée et lʼOrphisme dans lʼAntiquité Gréco-Romaine. Aldershot, 1995;

10. Most G.W., Laks A. (eds.). Studies on the Derveni Papyrus. Oxf., 1997.

А.В.Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Орфизм — (франц. orphisme, от Огрhée — Орфей) направление во французской живописи 1910-х гг. Название дано в 1912 Аполлинером. Генетически связанный с Кубизмом, О. вместе с тем обнаружил близость и к др. модернистским течениям — Футуризму и Экспрессионизму. Большая советская энциклопедия
  2. орфизм — орф. орфизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. орфизм — ОРФИЗМ а, м. orphisme m. По имени персонажа древнегреческой мифологии Орфея. — название, данное в 1912 г. живописи Робера Делоне поэтом и художественным критиком Гийомом Аполлинером. Словарь галлицизмов русского языка
  4. ОРФИЗМ — ОРФИЗМ (франц. orphisme, от Orphee — Орфей) — течение в западноевропейской живописи 1910-х гг., близкое к кубизму и футуризму. "Орфисты" (француз Р. Делоне, чех Ф. Купка) стремились выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей, окрашенных в чистые, яркие тона. Большой энциклопедический словарь
  5. орфизм — орфизм м. 1. Древнегреческое религиозно-философское учение, признающее в человеке существование двух начал: доброго (душа) и злого (материя, тело). 2. Мистическое братство, объединявшее приверженцев такого учения и основанное — по преданию — мифическим певцом Орфеем. Толковый словарь Ефремовой
  6. ОРФИЗМ — ОРФИЗМ — течение античной мифологии в позднеэпиче-ском ее варианте, связанное с именами Мусея... Новейший философский словарь