НЕОСХОЛАСТИКА

НЕОСХОЛАСТИКА – понятие, объединяющее различные направления и школы католической философии, принципы философствования, характерные для средневековой схоластики. Появление неосхоластики как феномена духовной жизни 19 в. обычно связывается с романтической реакцией на рационалистически ориентированную философию Нового времени, Просвещение. В качестве пионеров неосхоластики выступили философы, попытавшиеся вернуть его былое влияние томизму [ТОМИЗМ], учению Фомы Аквинского: В.Буцетти, С.Сорди, Л.Тапарелли (Италия), И.Клойтген, Б.Хайнрих, К.Гутберлет (Германия), X.Бальмес (Испания) и др. Неосхоластика возрождает к жизни также учения Ансельма Кентерберийского [АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ], Альберта Великого, Бонавентуры,Дунса Скота [ДУНС СКОТ], Ф.Суареса и др. Рост популярности учения Аквината способствовал его признанию в качестве официальной философской доктрины католицизма в энциклике Льва XIII «Aeterni Patris». В 20 в. неосхоластика представлена прежде всего различными версиями неотомизма [НЕОТОМИЗМ], а также продолжателями учения Суареса в Испании и Германии, линии платоновско-августинианского теоретизирования (И.Гессен – в Германии, М.Шакка [ШАККА] в Италии) и ряда др. школ. Особое значение имеет трансформация облика неосхоластики в сочинениях К.Ранера [РАНЕР], Э.Корета, Б.Лонергана, И.-Б.Лотца, Г.Мейера, М.Мюллера и др. представителей трансцендентального неотомизма.

Классические варианты схоластики были связаны с обоснованием истин веры при помощи средств рационально-философского теоретизирования. Эта ориентация полностью сохраняется и в неосхоластике 20 в. Однако меняется стиль работы с текстами Священного Писания и предания, наследием античных и средневековых авторов. Происходит своеобразный антропологический поворот, диктующий необходимость синтеза наследия классиков религиозно-философской мысли эпохи патристики и средневековья с методологическим инструментарием различных версий трансцендентальной философии – учения И.Канта [КАНТ], феноменологии, экзистенциальной герменевтики [ГЕРМЕНЕВТИКА]. Антропологический поворот неосхоластики обусловил популярность томистско-августинианского синтеза, наиболее ярким примером которого является философия К.Ранера, ассимилирующего на основе этого синтеза идеи Канта и Хайдеггера. В отличие от схоластики средневековья неосхоластика демонстрирует и особое внимание к феномену культуры, многообразию ее языков, каждый из которых рисует определенный сегмент сущего и указует на тотальность бытия, трансцендентное начало как источник мироздания. Принятие герменевтической платформы видится Э.Корету способом доказательства релятивности любых культурных контекстов, присутствующих в качестве неизменного фона горизонта абсолютного. Трансформация неосхоластики позволяет ее представителям более гибко реагировать на вызов современности, делает ее более открытой и способной предложить обновленные версии религиозно-философской интерпретации человека и его места в мире.

Б.Л.Губман

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Неосхоластика — Собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящейся к реставрации средневековой схоластики. Возникновение Н. можно отнести к началу 19 в. (возрождение томизма в Италии — В. Буццетти и его ученик С. Сорди, Дж. Большая советская энциклопедия
  2. НЕОСХОЛАСТИКА — Направление в буржуазной философии 2-й пол. 19 — 20 вв., "возрождающее" (в модернизированной форме) ср.-век. схоластику. Господствующее положение в современной Н. занимает неотомизм. Советская историческая энциклопедия
  3. неосхоластика — Нео/схола́ст/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. неосхоластика — орф. неосхоластика, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. НЕОСХОЛАСТИКА — НЕОСХОЛАСТИКА — собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящиеся к реставрации средневековой схоластики. Возникла в нач. 19 в., получила особое развитие с кон. Большой энциклопедический словарь