НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Различаются два понимания необходимости: как неизбежности (д̣арӯра, ид̣т̣ӣрāр) и как обязательности (ву-джӯб). В первом смысле необходимость противопоставляется «выбору» (их̱тийāр): «неизбежными» могут быть знания, которыми человек не волен не обладать, в отличие от целенаправленно получаемых, или действие причины, влекущей следствие независимо от желания человека, в отличие от действующей в зависимости от его выбора (см. Причина). Так понятая необходимость обладает, вообще говоря, более низким ценностным статусом, нежели ее противоположность. Во втором смысле необходимость связывается с истинностью, а значит, имеет более высокий статус, нежели противоположное ей. Такая необходимость-вуджӯуб фигурирует в сфере этики, теории познания и учении о существовании. В этике «необходимые» (вāджиб) поступки противопоставляются «запрещенным» (х̣арāм) и составляют, т.о., часть «добродетельных» (х̣асан; см. Добродетель [ДОБРОДЕТЕЛЬ]). В теории познания «необходимыми» называются те суждения, которые Кант относил к априорным аналитическим, в отличие от «невозможных» (мумтани‘) и «возможных» (мумкин). В учении о существовании необходимость противопоставляется в одном смысле «невозможности» (имтинā‘), а в другом «возможности» (имкāн). Наиболее подробно эта терминология разработана Ибн Сӣной. В отличие от прочего сущего, которое благодаря своей самости является «возможным», а «необходимым» становится благодаря чему-то другому (см. Возможность [ВОЗМОЖНОСТЬ]), первоначало обозначается как имеющее необходимость существования благодаря своей самости (вāджиб ал-вуджӯд би-з̱āти-хи). Это его свойство обозначается также как ал-х̣ак̣к̣ (делающее истинным) (см. Истина [ИСТИНА]),поскольку первоначало дает истинность само себе и составляет условие истинности всего ряда вещей, происходящих от него. «Имеющее необходимость существования благодаря другому» Ибн Сӣнā вынужден разделить на «имеющее необходимость существования благодаря другому постоянно» (вāджиб ал-вуджӯд би-г̣айри-хи дā’и-ман), под чем подразумеваются метафизические Разумы и соответствующие небесные сферы, и «имеющее необходимость существования благодаря другому в какое-то время» (вāджиб ал-вуджӯд би-г̣айри-хи вак̣тан мā), т.е. все прочее сущее, хотя это деление нарушает логику определения «возможного». Первоначало считается обладающим необходимостью существования благодаря своей самости в арабоязычном перипатетизме [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ], ишракизме [ИШРАКИЗМсуфизме [СУФИЗМ], но не в исмаилизме [ИСМАИЛИЗМ], где Бог понимается как стоящий выше необходимости и существования. Необходимое может передать необходимость другому. «Дающим необходимость» (мӯджиб) называется то, что превращает возможное в необходимое, будь то в сфере существования или мысли. Необходимость, вытекающая из самости, связывается с «отсутствием нужды» (истиг̣нā’, г̣инан), чем первоначало отличается от всего прочего сущего, возможного по самости и нуждающегося в «дающем необходимость». Отсутствие нужды отличается от «независимости» (истик̣лāл), означающей существование в самости или воплощенности (см. Существование [СУЩЕСТВОВАНИЕ]). Представление о передаче необходимости обосновывает и понятие причинности. В арабоязычном перипатетизме, исмаилизме и ишракизме такая передача необходимости, влекущая существование, описывается как строго упорядоченная, где каждое сущее дает необходимость следующему, и только следующему в ряду. В суфизме первоначало связано с каждым возможным напрямую, что вызвано отказом от концепции линейной причинности.

А.В.Смирнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me