МОНИЗМ

МОНИЗМ (от греч. μόνος – один, единственный) – философская позиция, признающая единство мира, т.е., во-первых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие образуемого ими целого. В традиции, идущей от гегелевского идеализма, дефинитивными признаками монизма считаются только взаимосвязь и саморазвитие явлений; сходство признается их несущественной характеристикой. Монизм противостоит плюрализму [ПЛЮРАЛИЗМ]и его разновидности – дуализму [ДУАЛИЗМ].

 Различают мировоззренческий и конкретно-научный монизм. Задача первого – найти общую основу всех явлений, включая человеческое сознание, задача второго – найти ее только для конкретного класса явлений – математических, физических, химических, социальных и т.д. По характеру решения основного вопроса философии – вопроса об отношении мышления к бытию – различаются три разновидности мировоззренческого монизма: субъективный идеализм, материализм и объективный идеализм. Последовательный субъективный идеалист (солипсист) истолковывает мир как содержание собственного сознания и именно в этом усматривает его единство. Материалист признает объективный мир, все явления которого трактует как формы существования материи или ее свойства. Свойством материи объявляется и человеческое сознание – единственный вид сознания, признаваемый материализмом. Объективный идеалист, признавая и собственное сознание, и мир, существующий вне его, постулирует еще одну сущность – мировой дух, творящий и мир, и человека, и его сознание.

Монизм стремится свести все многообразие мира к единой первооснове. Это стремление возникает в ходе размышления над закономерностью, обнаруживающейся при движении от целого к частям, частям этих частей и т.д.: множество открывающихся при этом объектов растет, а их разнообразие уменьшается. Так, клеток больше, чем живых организмов, но видов клеток меньше; атомов больше, чем молекул, но их разнообразие еще меньше и т.д. Методом предельного перехода заключают, что итогом этого уменьшения разнообразия при движении в глубь предмета будет абсолютно однородный первосубстрат. Поиск такой первоосновы был одной из главных задач философии с момента ее возникновения. Так, Фалес утверждал, что все состоит из воды, Гераклит – из огня, Демокрит – из атомов и т.д. Последнюю известную попытку конкретно указать первооснову мира предпринял в конце 19 в. Э.Геккель, предложивший на ее роль эфир: «Вначале в бесконечном пространстве нет ничего, кроме упругого, подвижного эфира, и среди него бесконечного числа однородных, раздельных частиц – первоначальных атомов, которые, может быть, сами по происхождению своему суть точки сплотившейся, колеблющейся субстанции – эфира. Возможно, что эти первоначальные атомы массы, группируясь в определенном числе, образуют наши элементарные атомы химии» (Геккель Э. Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг – СПб., 1907, с. 19). Далее, комбинацией атомов и их все более сложных ансамблей Геккель пытается объяснить все явления мира вплоть до человеческого сознания. В 20 в. от попыток конкретно назвать первосубстрат мира отказались. Напр., диалектический материализм определяет материю чисто феноменологически – через отношение к сознанию.

Формы монизма различаются не только по решению основного вопроса философии, но и по тому, как понимается искомая первооснова мира – континуально или дискретно. Континуальный монизм описывает мир в терминах субстрата и формы, дискретный – элементов и структуры. Представители первого – Гераклит, Аристотель, Гегель и др., представители второго – Демокрит и Лейбниц и др.

Нахождение первосубстрата или первоэлементов мира – не самоцель для мониста. Дойдя до искомого «первосходства», он получает возможность для движения в обратном направлении, от частей к целому. Знание сходства позволяет понять связь – сначала между первоэлементами, а затем между их все более сложными ансамблями. Движение от первоэлементов к целому осуществляется двумя способами – синхроническим и диахроническим. Геккель утверждает, что к эфиру мы придем, разлагая целое на части и двигаясь от настоящего к прошлому. Следовательно, начав с этой первоосновы и двигаясь в обратном направлении, мы, с одной стороны, воспроизведем историю мира, а с другой – его современную структуру. Монизм представляет собой не только мировоззрение, но и метод исследования. Напр., теория чисел выводит все многообразие своих объектов из натурального числа, геометрия – из точки и т.д. Успех монистического подхода в рамках отдельной науки пытались использовать при разработке мировоззренческого монизма. Так возникали учения, считавшие основой мира число (Пифагор), механическое движение (механицизм), физические процессы (физикализм) и т.д. Возникающие при этом трудности вели к отрицанию монизма плюрализмом.

Г.Д.Левин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. монизм — -а, м. Философское учение, исходящее из признания в качестве первоосновы всего многообразия явлений мира одного начала — либо материи, либо духа (идеи); противоп. дуализм. Материалистический монизм. Идеалистический монизм. [От греч. μόνος — один] Малый академический словарь
  2. МОНИЗМ — МОНИЗМ (от греч. monos — один, единственный) — англ. monism; нем. Monismus. Философский принцип и способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала (либо материи, либо духа) всего существующего. см. ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ. Социологический словарь
  3. монизм — Мон/и́зм/ (филос.). Морфемно-орфографический словарь
  4. Монизм — (от греч. mónos — один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Большая советская энциклопедия
  5. монизм — орф. монизм, -а (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  6. монизм — МОНИЗМ а, м. monisme m. <�гр. monos один. филос. Философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либоматерию (материалистический м.) либо дух (идеалистический м.); противоп. плюрализм. Крысин 1998. Словарь галлицизмов русского языка
  7. монизм — монизм , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. монизм — МОНИЗМ -а; м. [от греч. monos — один, единый] Философское учение, признающее в качестве первоосновы многообразия явлений мира одно начало — либо материю, либо дух (ср. дуализм, плюрализм). Материалистический, идеалистический м. ◁ Монистический, -ая, -ое. М-ая философия. М. взгляд на мир. Толковый словарь Кузнецова
  9. монизм — МОНИЗМ, а, м. Философское направление, признающее, в противоп. дуализму, основой мира одно начало (материю или дух). | прил. монистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  10. монизм — Монизма, мн. нет, м. [от греч. monos – один] (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (в противоположность дуализму и плюрализму). Материалистический монизм. Идеалистический монизм. Большой словарь иностранных слов
  11. монизм — МОН’ИЗМ, монизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. monos — один) (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (·в·противоп. дуализму и плюрализму). Материалистический монизм. Идеалистический монизм. Толковый словарь Ушакова
  12. Монизм — (от греческого μονος — единый) — обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плюрализму... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. Монизм — Способ рассмотрения разнообразия явлений мира в свете единой основы (материалистической или идеалистической) всего мира. Противоположность монизма — дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал Краткий религиозный словарь
  14. МОНИЗМ — МОНИЗМ (от греч. monos — один, единственный) — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма — дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал). Большой энциклопедический словарь
  15. монизм — монизм м. Философское учение, признающее основой всего существующего лишь одно начало: либо материю — материалистический монизм, либо дух — идеалистический монизм. || противоп. дуализм Толковый словарь Ефремовой
  16. МОНИЗМ — МОНИЗМ (греч. monos — один) — 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы... Новейший философский словарь