МИШ

МИШ (Misch) Георг (5 января 1878, Берлин – 10 июня 1965, Геттинген) – немецкий философ, ученик и последователь Дильтея. В 1896–97 изучал философию и юриспруденцию в Берлине: диссертация «О становлении французского позитивизма» (1900). Приват-доцент с 1905, в 1917 занимает место экстраординарного профессора в Марбурге и в Геттингене (с 1917). В 1933 был вынужден уйти в отставку. В 1939–46 в эмиграции в Англии. Издатель собрания сочинений Дильтея, его предисловие к 5-му тому (1924) оказало влияние на рецепцию Дильтея Хайдеггером. В основном философском труде «Философия жизни и феноменология» («Lebensphilosophie und Phänomenologie», 1930) полемизирует с феноменологией [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ]и экзистенциальной философией, выявляя их различия и общность, осмысляя суть расхождений между Дильтеем и Гуссерлем. В «Построении логики на основе философии жизни» («Der Aufbau der Logik auf dem Boden der Philosophie des Lebens», 1929–30) попытался показать переход от до-логического к логическому, возникновение логического из жизни, исходя из того, что знание изначально присутствует в жизни. Миш привлекает данные языкознания, антропологии, логики, психологии (в особенности психологии поведения). Вслед за Дильтеем Миш полагает, что первичный доступ к реальности осуществляется не в мышлении, но в переживании. Логические формы связываются с жизненным поведением (что роднит Миша с Липпсом [ЛИППС]):суждение связано с заинтересованным определением того, что встречается человеку в мире, умозаключение – с практической очевидностью. Каждое (не только языковое) выражение имеет как субъективную сторону (некто выражает себя), так и объективную (всегда выражается нечто). В своей первичной, слитой с телесностью форме выражение не разделено на внутреннее и внешнее – такое разделение отсутствует в реальном практическом поведении. Выражение не ограничено языком, «значение» как категория жизни присуще также жестам, мимике, которые мы понимаем или интерпретируем (понимание есть тот способ, каким нам доступно содержание). Выражение всегда связано с ситуацией. Схваченное в языке выражение отличается от более элементарных, дологических жизненных проявлений своей интенциональностью. В языке и дискурсивном мышлении значимость для человека того, что встречается в мире, противопоставляется ему посредством рефлексии. Автор многотомного труда по истории автобиографии.

Сочинения:

1. Vom Lebens- und Gedankenkreis Wilhelm Diltheys. Fr./M., 1947;

2. Studien zur Geschichte der Autobiographie, Bd. 1–4, 1954–57.

И.А.Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me