МИСКАВАЙХ

МИСКАВАЙХ (Ибн Мискавайх) Абӯ ‘Алӣ Ах̣мад Ибн Мух̣аммад (ок. 930, Рей, Иран – 1030, Исфахан) – арабо-мусульманский философ-энциклопедист, известный прежде всего своим этическим учением. Служил визирем, секретарем и книгохранителем у ряда буидских правителей. Среди сохранившихся сочинений – «Опыты народов» («Таджāриб ал-’умам») – объемистый труд по всеобщей истории; «Вечная мудрость» («ал-Х̣икма ал-х̱āлида») – собрание изречений индийских, греческих, иранских и арабских мудрецов; собственно философское «Малое спасение» («ал-Фауз ал-ас̣г̣ар»); «Улучшение нравов» («Тахз̱ӣб ал-ах̱лāк̣»).

В «Малом спасении» Ибн Мискавайх придерживается учения Аристотеля, соединяя его с неоплатонической концепцией эманации. Но в отличие от Ибн Сӣныи других представителей арабоязычного перипатетизма [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ]располагает теоретические философские науки в следующем порядке: математика, логика, физика и метафизика; предпочитает аристотелевское доказательство бытия Бога как перводвигателя; считает Деятельный разум первой эманацией Бога.

В «Улучшении нравов» Ибн Мискавайх, следуя за Платоном, делит психические силы на разумную, аффективную и вожделеющую, а соответствующие им добродетели – на мудрость, храбрость и воздержанность, высшим синтезом которых выступает справедливость. Вслед за Аристотелем определяет добродетель как «середину» между избытком и недостатком. Развивая телеологическую концепцию добра и зла, Ибн Мискавайх полагает, что благие дела – это те, которые человек совершает по своей воле и в осуществление того, к чему он предназначен, а дурные – те, которые препятствуют полной реализации его предназначения. Добродетельная жизнь, согласно Ибн Мискавайху, возможна лишь в социуме и реализуется только в общении с себе подобными. Конституирующим элементом ее выступает дружба между людьми. Счастье в посюсторонней жизни состоит в распространении власти человеческой на окружающий мир и управление им в соответствии с требованиями «практической философии».

Литература:

1. Arkoun M. Contribution à l’étude de l’humanisme arabe au 4–10-e siècle: Miskawayh philosophe et historien. P., 1970.

T. Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me