МАХ

MAX (Mach) Эрнст (18 февраля 1838, Турас, Австро-Венгрия – 19 февраля 1916, Хар, близ Мюнхена) – австрийский физик и философ. Окончил Венский университет (1860). Профессор физики и математики университетов в Граце, Праге, Вене. Физические исследования Маха посвящены проблемам экспериментальной и теоретической механики, акустики и оптики. Отказавшись от представлений об абсолютном пространстве, времени и движении классической механики, предпринял попытку построить эту науку на основе постулата, согласно которому движения тел могут быть определены лишь относительно других тел («принцип относительности Маха»). Этот постулат сыграл важную роль в становлении теории относительности А.Эйнштейна. Мах интересовался вопросами физиологии слуха и зрения, а также механизмами вестибулярного аппарата, что было во многом связано с его философскими интересами – попытками разработать теорию познавательного процесса на основе достижений физиологии органов чувств и психологии. В соответствии со своими позитивистскими установками Мах считал, что совокупность его представлений о познавательном процессе может быть охарактеризована не как философская концепция, а скорее как результат специализированных научно-методических исследований научной деятельности, которые призваны, сделать научные исследования более эффективными. Размежевание «позитивной» науки от философии (которая, по его мнению, по природе своей наукой не является и представляет собою совокупность искусственных систем и способов рассуждения, не представляющих научной ценности) и «очищение» научного мышления от «метафизических» (т.е. философских и тем самым ненаучных) предпосылок и включений Мах считал важнейшим условием прогресса подлинного знания.

Мах считал, что, в конечном счете, процесс познания начинается с ощущений, и потому весь состав знания может и должен быть редуцирован к «чувственному опыту». Никаких «скачков» в познавательном процессе быть не должно (это запрещено «законом экономии мышления», который связан с «принципом непрерывности опыта», провозглашенным еще «первым позитивизмом»). Поэтому понятие следует трактовать как «общее представление», и принципиальной разницы между чувственным и рациональным знанием не существует. Понимание механизмов познания может быть достигнуто прежде всего обращением к самоочевидному содержанию и развитию собственного опыта, а также путем исследования реальной познавательной деятельности других людей. Материал для таких исследований поставляет биология, история науки и психология (в частности, изучение развития детской психики).

Познавательный опыт, согласно Маху, составляет лишь часть целостного жизненного опыта. На первоначальном уровне формирования опыта единство опыта очевидно: здесь еще нет четкого различения «внутреннего» и «внешнего», «субъекта» и «объективного мира» (об этом свидетельствуют как данные детской психологии, так и «критический анализ опыта», в ходе которого осуществляется редукция его «вторичных» образований к чувственной первооснове). Разделение «нейтрального» изначального опыта на «субъективное» и «объективное» возникает как вторичный эффект в процессе развития жизненного опыта. Оно практически полезно; но онтологическое противопоставление субъекта и объекта, превращение их в две самостоятельных реальности, «мир внешний» и «мир внутренний», является «метафизической» ошибкой. Следствием такой ошибки Мах считал, в частности, атомистическую концепцию в физике, поскольку она признает в качестве подлинной реальности такие «сущности», которые не могут быть редуцируемы к ощущениям. Поэтому, по мнению Маха, «атом» (как и кантовская «вещь-в-себе») – «мнимое понятие». Развитие познания, как и всего жизненного опыта, кумулятивно и вместе с тем предпосылочно («апперцептивно» и «ретенционно»). Иначе говоря, любое знание исторично: новое «наслаивается» на прежнее, но при этом его характер во многом определяется предыдущими этапами. Убедительным примером является история понятий механики. Любое знание и всякое понятие, т.о., есть синтез: сознание «склеивает» моменты опыта, присоединяя последующее к предыдущему. В результате поток опыта преобразуется в совокупность предметов, которые суть «комплексы ощущений». Простейший (и важнейший) вид синтеза – приписывание комплексу ощущений имени. Имя – удобный («экономичный») «акустический признак» предмета; благодаря ему предмет сохраняется в памяти. Хотя в дальнейшем к комплексу ощущений присоединяются другие признаки, имя предмета остается неизменным, и потому в знании имя оказывается «ядром» предметного единства. Однако «изначальный» мир при этом сразу и «бессубъектен», и «беспредметен», и «непонятен». О нем в принципе не может быть «воспоминания», поскольку продвижение к истокам, последовательное снятие следов синтеза, заканчивается там, где начинается первый шаг синтеза. Здесь исчезают и Я, и «мир», растворяясь в «потоке опыта». Концепция Маха получила название «махизм» и стала ядром «физического идеализма». См. также ст. Эмпириокритицизм [ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМР.Авенариус.

Сочинения:

1. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908;

2. Популярно-научные очерки. СПб., 1909;

3. Принцип сохранения работы. История и корень его. СПб., 1908;

4. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909;

5. Механика. Историко-критический опыт ее развития. СПб., 1909.

А.Ф.Зотов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мах — орф. мах1, -а и -у (движение) мах2, неизм. Орфографический словарь Лопатина
  2. мах — 1) -а (-у), м. 1. Одно быстрое движение в воздухе; взмах. Тит наточил свою косу и --- шел мах за махом, не останавливаясь и не уставая. Л. Толстой, Анна Каренина. У него [лесника] был замечательный круговой мах! Руки свободно держали конец топорища. Малый академический словарь
  3. мах — 1. мах/¹ (взмах). 2. мах/², глаг. междом. Морфемно-орфографический словарь
  4. Мах — I (Mach) Вильгельм (1.1.1917, Каменка, Жешувское воеводство, — 2.7.1955, Варшава), польский писатель. Родился в крестьянской семье. Окончил Краковский университет (1947). Большая советская энциклопедия
  5. Мах — Единица скорости, применяемая в аэродинамике. Словарь мер и весов
  6. мах — Махнуть Дать маху (разг.) — ошибиться, сделать промах, ошибку. ► Ты дал маху с этой поездкой. Одним (или единым) махом или с одного маху (простореч.) — то же, что одним или единым духом. ► Одним махом разрешил этот спор. С маху (разг. Фразеологический словарь Волковой
  7. мах — МАХ Однократное маятникообразное движение по инерции одних частей тела относительно других в упоре или относительно точек хвата в висе, при выполнении беговых, прыжковых и др. упражнений. атакже движение предметом по дуге (вхудожественной гимнастике). Словарь спортивных терминов
  8. мах — Дать маху, единым махом Словарь синонимов Абрамова
  9. Мах — орф. Мах, -а: число Маха, угол Маха Орфографический словарь Лопатина
  10. МАХ — MAX (Mach) Эрнст (1838-1916), австрийский физик и философ. Интересуясь физиологией и психологией чувств, Мах считал, что физические явления должны объясняться только данными, полученными чувствами. Исследовал быстрые потоки воздуха, и число МАХА получило название в его честь. Научно-технический словарь
  11. мах — МАХ 1. МАХ, -а (-у); м. 1. Одно быстрое движение в воздухе; взмах. Мах птичьего крыла. Мах косой. 2. Спорт. Быстрое гимнастическое движение: подъём, взмах прямой ногой или рукой в какую-л. сторону (ногами, руками). Толковый словарь Кузнецова
  12. мах — МАХ, а (у), м. 1. Один оборот, один взмах. м. колеса. М. крыла. 2. Размах ног животного при беге. Широкий м. Во весь м. (во весь опор). 3. В спорте: одно движение ногой, рукой или корпусом вперёд, назад или в сторону. м. вперёд. • Маху дать (разг. Толковый словарь Ожегова
  13. мах — МАХ, маха (маху), мн. нет, ·муж. (·разг. ). Один оборот (колеса у машины, мельничного крыла и т.п.), один взмах. • Дать маху (·разг.) — ошибиться, сделать промах, ошибку. Одним (или единым) махом или с одного маху (·прост. Толковый словарь Ушакова
  14. Мах — См. Мельницы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. мах — мах I м. 1. Одно быстрое движение в воздухе крыльями, рукой, руками или чем-либо, находящимся в руках; взмах. || Энергичное движение в воздухе ногами (обычно при гимнастических, акробатических упражнениях). Толковый словарь Ефремовой
  16. МАХ — МАХ — см. Нинмах. МАХ (Mach) Эрнст (1838-1916) — австрийский физик, философ-идеалист, один из основателей эмпириокритицизма (махизма). Труды по механике, газовой динамике, физиологической акустике и оптике. Открыл и исследовал ударные волны. Большой энциклопедический словарь
  17. мах — МАХ, см. махать. Также см. махать Толковый словарь Даля
  18. МАХ — МАХ (Mach) Эрнст (1838-1916) — австрийский физик и философ. Один из создателей эмпириокритицизма. Окончил Венский университет (1860), С 1861 приват-доцент Венского университета. Профессор физики университета в Граце (1864-1867). Новейший философский словарь