МАЙМОНИД

МАЙМОНИД, Рабби Моше бен Маймон (30 марта 1135/38 Кордова – 13 декабря 1204, Фостат вблизи Каира) – средневековый еврейский богослов и философ. Родился в семье выдающегося ученого раввина рабби Маймона. После захвата города в 1148 альмохадами семья вынуждена была бежать из Кордовы и провела годы в скитаниях по территории Испании, возможно Южной Франции, Северной Африки (Фес). В 1165 Маймонид, проведя полгода в Акко (в то время – государство крестоносцев) и посетив Иерусалим и Хеврон, поселился в Египте в г. Фостат (рядом с Каиром). Здесь он провел жизнь, полную трудов, долгое время был руководителем еврейской общины Египта, а также личным врачом правителя Египта Фосада, а некоторое время и Саладина.

Научное наследие Маймонида чрезвычайно обширно и включает работы по логике, философии, галахе (еврейскому религиозному законодательству), медицине. В них затрагиваются вопросы математики, астрономии, психологии, истории и др. Главное философское сочинение – написанный на арабском языке трактат «Путеводитель растерянных» (Далалат аль-Хаирин), наиболее известный в своей ивритской версии (Морэ Невухим). Однако философская проблематика присутствует почти во всех его сочинениях. Уже в юношеские годы он написал логический трактат «Макала фи-синат аль-мантик» (ивр. Маамар милот а-хигайон) – «Основные понятия логики», где он дает свою рецепцию логики Аристотеля, воспринятой им в первую очередь от Аль-Фараби. Во введениях к его комментарию на Мишну имеется ряд философских фрагментов, в частности «Шмона праким» – посвященное этике и психологии предисловие к трактату Мишны «Авот». В предисловии к главе Хэлек дается первая формулировка принципов иудаизма (13 догматов).

Монументальный 14-томный свод Мишнэ Тора (Повторение Торы), написанный на иврите, представляет собой систематическое изложение иудаизма как единого учения; он открывается «Книгой знания» (Сефер а-мада), посвященной вопросам метафизики, физики, этики, историософии. Философская и религиоведческая проблематика затрагивается и в многочисленных посланиях Маймонида (особенно в «Йеменском послании», «Послании об астрологии», «Послании о воскресении мертвых»).

Для философии Маймонида характерно сочетание восточного перипатетизма, безусловного признания библейских пророчеств и талмудического учения о единстве мышления и практического поведения (галахи). Он разделяет науки на три группы: теоретические (метафизика и физика), пропедевтические (математика), практические (этика, управление домом, политика). Однако в более поздних его произведениях теоретические науки отождествляются с эзотерическими разделами иудаизма, упоминающимися в Мишне (Хагига, 2,1), метафизика – с наукой о «Колеснице» (см. Меркава [МЕРКАВА], Каббала [КАББАЛА]), а физика – с учением о сотворении мира (Маасэ Берешит).

Бог как нематериальная первопричина всего сущего не может иметь положительных определений: его атрибуты носят всецело отрицательный характер. Воздействие Бога на мир осуществляется без посредства каких бы то ни было материальных сил. Природные явления определяются сочетанием материи, формы и «лишенности» (последняя присуща материи и является основной причиной изменчивости форм). Созданный по образу Бога, человек способен к восприятию умозрительного знания через соединение с активным умом. Возникшее вследствие грехопадения воображение, основанное на уподоблении материальным предметам, нарушает изначально присутствующую в человеке способность к чистому познанию. Знания о Боге не могут передаваться публично, ибо общественная коммуникация основана на уподоблении; они могут быть восприняты только индивидуальным усилием разума. Аллегорический язык, на котором излагались библейские пророчества, чтобы их могло воспринять общество, отчасти способствовал возникновению извращенных антропоморфных представлений о Боге. Маймонид детально исследует язык Библии и приходит к выводу, что большинство выражений, указывающих на Бога, имеет многозначный характер, но их истинное значение лишено антропоморфизма. Маймонид критикует философию калама [КАЛАМ], и в частности, не называя его прямо, учение Саадии Гаона за попытку построить теологию на основе физики (в т.ч. на основе учения о сотворении мира). Ни физика Аристотеля, ни даже Библия в силу своего аллегорического языка не могут дать окончательного ответа на вопрос о сотворенности мира. Сам Маймонид склонялся к креационизму, исходя из этических аспектов иудаизма (свобода выбора, ответственность). В этике Маймонид выделяет ступень «мудреца» (хахам), который избегает крайностей и идет по среднему пути, и ступень «праведника» (хасид), который уклоняется от середины и достигает в служении Богу более высокого уровня.

Учение Маймонида вызвало острую полемику среди еврейских мыслителей разных эпох. В 13 в. оно оказало глубокое влияние на латинскую схоластику, особенно на Альберта Великого [АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ] и Фому Аквинского [ФОМА АКВИНСКИЙ]. В 13–14 вв. оно стало одной из предпосылок возникновения т.н. профетической каббалы рабби Авраама Абулафии. В Новое время учение Маймонида сыграло важную роль в формировании философии Спинозы и М.Мендельсона.

Сочинения:

1. Maimonides treatise on logic, ed. Israel Efros. N. Y., 1938;

2. Dalalat al-ha irin, arabic text based on S.Munk, ed. Issagar Joel. Jerusalem, 1929;

3. Рамбам (Маймонид), Избр., т. I–II. Иерусалим, 1990.

Литература:

1. Studies in Maimonides and St.Thomas Aquinas (Bibliotheca Maimonidica), v. 1. N. Y., 1975;

2. Twersky Ts. Introduction to the Code of Maimonides (Mishneh Torah) (Yale Judaica series, v. 22). New Haven, 1980;

3. Hartman D. Maimonides: Torah and Philosophie Quest. Phil., 1986;

4. Maimonides: A Collection of Critical Essays. Notre Dame, 1988;

5. Strauss L. Persecution and the Art of Writing, Chi., 1988;

6. Fox M. Interpreting Maimonides: Studies in Methodology, Metaphysics, and Moral Philosophy (Chicago studies in the history of Judaism). Chi., 1990;

7. Учитель поколений Рамбам, сб. ст. под ред. А.Стриковского. Иерусалим, 1985.

И.С.Дворкин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Маймонид — (Maimonides; настоящее имя — Моше бен Маймон) (30.3.1135, Кордова, — 13.12.1204, Фустат, близ Каира), еврейский средневековый философ. В 1148 покинул Испанию из-за преследования евреев династией Альмохадов, жил в Марокко, Палестине и с 1165 в Египте. Большая советская энциклопедия
  2. Маймонид — (Моисей бен-Маймон бен-Иосиф, по-араб. Абу Амран Муса ибн Маймун обаид Алла, у евреев известен под аббревиатурой Рамбам; 1135-1204) — знаменит. вероучитель еврейства, самый крупный представитель арабо-исп. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. МАЙМОНИД — МАЙМОНИД (Maimonides) Моисей (Моше бен Маймон) (1135-1204) — еврейский философ. Родился в Испании, с 1165 жил в Египте, придворный врач Салах-ад-дина. Стремился синтезировать библейское откровение и арабский аристотелизм. Большой энциклопедический словарь
  4. МАЙМОНИД — МАЙМОНИД (Maimomdes), настоящее имя Моше бен Маймон или сокращенно на иврите Рамбам (Раби Моше бен Маймон) (1135-1204) — еврейский мыслитель, врач — лейб-медик египетского султана Саладина, философ и теолог. Новейший философский словарь