ЛЕВИ-БРЮЛЬ

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (10 апреля 1857, Париж – 13 марта 1939, там же) – французский философ-позитивист, социолог и этнограф. Заведовал кафедрой философии в лицее Людовика Великого (1885–95), профессор философии и социологии в Сорбонне (с 1895), директор Института этнологии при Сорбонне.

В начале своей философской карьеры Леви-Брюль испытывал значительное влияние философии Канта и первые работы («Германия, начиная с эпохи Лейбница: очерк развития национального сознания в Германии», 1890; «Философия Якоби», 1894) посвятил истории развития немецкой философии. Поворотным пунктом в его мировоззрении стала работа «Мораль и науки о нравах» (1903), в которой он утверждал, что все предшествующие попытки обоснования морали являются «метаморальными» и столь же несостоятельны, сколь и метафизичны. Вслед за Дюркгеймом он утверждает, что возможен только социологический анализ нравов, определяющий обстоятельства их возникновения и изменения, а не то, чем они являются на самом деле. Наука о нравах способствовала бы созданию «рационального социального искусства», которое бы дало обществу результаты, аналогичные тем, что дает, напр., искусство хирурга.

Впоследствии Леви-Брюль пошел по пути углубления своего социологического релятивизма и в целях изучения различий между мыслительными функциями в зависимости от социальных условий жизни индивидов обратился к исследованию опыта первобытных народов. Итогом его исследований явились работы «Мыслительные функции в низших обществах» (1910), «Первобытное мышление» (1922), «Первобытная душа» (1928) и др.

Основная идея этих работ состоит в том, что мышление первобытного человека отлично от мышления цивилизованного человека. Такое мышление Леви-Брюль называет «мистическим» или «дологическим», в том смысле, что ему неведома каузальность и категории при анализе физических явлений. Первобытное мышление не предшествует мышлению современного цивилизованного человека, оно просто подчинено иной логике, главным принципом которой выступает принцип идентичности. Первобытное мышление образовано коллективными представлениями, которые не носят чисто интеллектуального характера. Этот тип мышления основан на принципе партиципации, в соответствии с которым любое существо может быть самим собой и иным. Поэтому первобытный человек видит себя одновременно человеком и животным, он не способен к абстрагированию и обобщению, более чувствителен к качественным, нежели к количественным, отношениям, он не выделяет себя в качестве особого субъекта, рассматривая окружающие его существа и самого себя как вместилище безличностных и диффузных сил. Такой человек, по мнению Леви-Брюля, не мыслит себя вне группы, участвует во всем том, что его окружает, и не отделяет себя от внешних проявлений природных сил и явлений. Первобытное мышление на основе мифов объясняет мир.

Первобытное мышление, по Леви-Брюлю, противостоит мышлению современного человека, в котором доминирует техническая рациональность, картезианская логика, основанная на принципе непротиворечия. Вместе с тем он допускал существование переходных форм от мышления первобытного к мышлению современному (напр., американские индейцы, у которых священное отделено от мирского, а партиципация носит образный характер). У Леви-Брюля можно найти и утверждения о том, что разум современного человека не может обойтись как без логики, так и без партиципации; особенно в религии и морали, в основе которых лежат коллективные и часто алогичные представления.

В последних работах Леви-Брюля – «Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении» (1931), «Первобытная мифология» (1935), «Мистический опыт и символы» (1938) и в особенности в посмертно изданных «Дневниках» – различия между первобытным и логическим мышлением смягчаются и объясняются ролью аффектов в мышлении. «Структура человеческого разума повсюду одинакова», – говорит Леви-Брюль в «Дневниках».

Сочинения:

1. Fonctions mentales dans les societes inférieures. P., 1910;

2. La Mentalité primitive. P., 1922;

3. L'Ame primitive. P., 1928;

4. Mythologie primitive. P., 1935;

5. Сверхъестественное в первобытном мышлении. M., 1994.

Литература:

1. Brehier E.Originalité de Levy-Bruhl. – «Revue philosophique» (P.). 1949. octobre – decembre.

M.M.Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЛЕВИ-БРЮЛЬ — Леви-Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) — французский философ, социолог и социальный психолог, член Французской Академии наук, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе его социально-исторического развития. Социологический словарь
  2. Леви-Брюль — (Lévy-Bruhl) Люсьен (10.4.1857, Париж, — 13.3.1939, там же), французский философ и психолог — позитивист, близкий к «социологической» школе Э. Дюркгейма. Наиболее известен своей теорией первобытного «дологического» мышления. Выступая против концепции... Большая советская энциклопедия
  3. ЛЕВИ-БРЮЛЬ — (Lévy-Brühl), Люсьен (10.IV.1857 — 13.III.1939) — франц. философ и психолог-позитивист, близкий к "социологической" школе Дюркгейма. Руководитель Ин-та этнологии Сорбонны и ее профессор (с 1905). Работы Л.-Б. оказали значит. влияние на совр. бурж. Советская историческая энциклопедия
  4. ЛЕВИ-БРЮЛЬ — ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) — французский этнограф и психолог. Создал теорию господства "дологического мышления" в общественном сознании первобытной эпохи. Большой энциклопедический словарь
  5. Леви-Брюль — Люсьен Леви-Брюль (Levy-Bruhl) (1857-1939) франц. философ, социолог и социальный психолог. член Франц. Академии наук, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе его социально-истор. развития. Словарь по культурологии
  6. ЛЕВИ-БРЮЛЬ — ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) — французский философ, антрополог и социолог. Профессор Сорбонны (с 1904). Был близок к школе Э. Дюркгейма. Один из создателей Института этнологии в Парижском университете (1926). Наибольшую известность Л.-Б. Новейший философский словарь