ЛАМАИЗМ

ЛАМАИЗМ – термин, введенный в европейской науке для обозначения комплекса учений и практик тибетского буддизма [БУДДИЗМ]. Этот термин никогда не используется самими буддистами, однако он прочно вошел в оборот европейской буддологии, поскольку фиксирует основную характеристику обозначаемой им системы взглядов – поклонение Ламе, Учителю, как самому Будде.

Ламаизм формируется в Тибете в результате синтеза индийского буддизма школы ваджраяна [ВАДЖРАЯНА]и традиционных тибетских учений. Первая волна буддизма приходит из Индии в Тибет в 7 в. и сталкивается здесь с местными шаманистскими культами и с древней религией бон. «Бон» означает «призывать», «заклинать». Основателем бон считается Дмура, он же Шенраб, «совершеннейший жрец» (жрец и божество для последователя бон соединены воедино). Шенраб был выходцем из Ирана, и потому принесенная им в Тибет религия тесно связана с зороастризмом [ЗОРОАСТРИЗМманихейством [МАНИХЕЙСТВО]. Бонские жрецы оказали яростное сопротивление проникновению в Тибет новой веры, однако прибывший в 8 в. из Индии гуру ринпоче («драгоценный учитель»), махасиддхи («великий маг») Падмасамбхава демонстрирует большую силу своих заклинаний и подчиняет себе бонских жрецов. Бонские божества и духи включаются в буддийский пантеон в качестве защитников веры. В новое учение входят также многие положения их религии, напр. поклонение ламе явно связано с бонским отождествлением жреца и бога. Падмасамбхава основал первый в Тибете буддийский монастырь Самье, создал широко известный текст «Бардо Тодол», «Тибетскую книгу мертвых» и положил начало ламаистской мистерии Цам, священным танцам богов и духов. Падмасамбхава основал в 8 в. старейшую из четырех основных школ тибетского буддизма – школу ньингма, или традицию «старых переводов» основных текстов классического буддизма. Затем возникают школы «новых переводов»: коренная линия кагью (основатель Марпа-лоцзава, или Марпа-переводчик, живший в 11 в.), школа сакья (создана Вирупой в 11 в.) и линия кадам, преобразованная в 14 в. великим реформатором тибетского буддизма Цзонхавой в гэлуг.

Линия гэлуг с самого начала рассматривала своего высшего иерарха как воплощение дхьяни-бодхисаттвы Авалокитешвары, божества сочувствия и сострадания, и третьему высшему иерарху этой школы монгольский хан Алтан в 1578 присвоил титул Далай-лама, где монгольское «далай» означает «океан» – неисчерпаемый океан мудрости. Далай-лама V признал в своем Учителе воплощение дхьяни-будды Амитахби. Этим наставником был Панче, что значит «великий учитель». Т.к. Авалокитешвара почитался духовным сыном Амитахби, то с тех пор духовный лидер ламаизма Панчен-лама воспринимается как божество более высокого разряда, нежели светский лидер Далай-лама, и служит высшим духовным авторитетом. Все четыре традиции тибетского буддизма признали гэлугпинского иерарха Далай-ламу высшим воплощением Авалокитешвары, общим для всех буддистов, благодаря чему линия гэлуг до настоящего времени доминирует среды четырех школ. Иногда термин «ламаизм» относят только к этой школе, по всей видимости потому, что именно как традиция гэлуг тибетский буддизм приходит в Монголию в16 в., в 17 в. – в Бурятию и Калмыкию, в 18 в. – в Туву.

В 1747 по указу императрицы Елизаветы буддизм был признан в качестве официальной религии Российской империи. Это был буддизм, принявший форму ламаизма, и именно в этой форме буддизм до сего дня существует на территории России, Монголии и Тибета. Помимо традиционных ламаистских регионов ламаистские центры существуют сегодня во многих городах России (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Иркутск и др.), а также в Америке, Германии, Франции, Голландии и др.

Теоретическим основанием ламаизма является учение о четырех телах Будды, которые образуют глубинную структуру как космической реальности, так и человека. Первым, исходным телом Будды является свабхавикакайя, абсолютно самодостаточное и самозамкнутое на себя тело своебытия, невыразимое ни в мысли, ни в слове, оно персонифицируется как высшее божество, ади-будда, первичный Будда. Это тело служит исходной точкой последующей эманации, испуская из себя следующее тело, дхармакайя, «тело истины», которое также не схватывается ни мыслью, ни словом, однако уже конкретизируется как сфера алаявиджняны – вечного космического сознания-хранилища, первичного космического ума, пребывающего в естественном состоянии знания, всеведения и являющегося источником знания. Персонифицируясь, дхармакайя принимает образы пяти дхьяни-будд, среди которых находится Амитабха. Дхьяни-будды сообщают миру свои энергии, создают общий замысел космоса. Дхармакайя испускает из себя следующее тело будды, «тело наслаждения», самбхогакайя, предназначенное для коммуникации с земным миром, оно персонифицируется в образах пяти дхьяни-бодхисаттв, среди которых находится и Авалокитешвара. Дхьяни-бодхисаттвы конструируют космос согласно замыслу дхьяни-будд. Последним эмалирует нирманакайя, тело, в котором воплощаются земные будды, тулку. Это добровольно принятое на себя тело, в котором отправляются в мир вечного круговорота сансары [САНСАРА], чтобы реально строить замысленный и сконструированный свыше мир и помочь живым существам выбраться из него на берег нирваны [НИРВАНА], соединившись с высшим телом Будды.

Поскольку все четыре тела Будды реально находятся в человеке как микрокосме и являются в нем семенем Просветления, пребывающим в сердце каждого существа, то, чтобы взрастить это семя, адепт с помощью сложных медитативных техник в течение жизни учится последовательно принимать на себя все четыре тела Будды, что дает ему возможность в момент смерти слиться с ними и достичь Освобождения, войдя в сферу свабхавикакайя и стать ади-буддой.

Кульминационным пунктом является учение Калачакратантры, согласно которому именно энергии мира и человека являются причинами как сансары, так и нирваны и которое видит свою задачу в установлении полного контроля над энергиями, актуализации всех внутренних энергий человека и их синхронизации с энергиями мира. Калачакратантра – это также и учение о времени как о всеобщем динамическом принципе, а также о способах управления временем вплоть до полной его остановки. Калачакра – это «колесо времени», но также и божество времени, черный бог Калачакра, являющийся ади-буддой, высшим Буддой.

Согласно легенде, учение Калачакры безначально, исторически же оно фиксируется в Индии в 10 в. и приходит в Тибет в 1027. С этого времени в Тибете утверждается летоисчисление по Юпитеру (5 раз по 12 лет), 60-летний цикл по лунному календарю. Идея цикличности времени принадлежит к числу основных постулатов Калачакры, на ее основе создается сложная астролого-астрономическая система, в которой прослеживаются связи с иранским зерванизмом.

Эсхатология Калачакратантры связана с легендарной страной Шамбала, о которой говорит также и учение бон. Ламы относят ее к будущему, поскольку Шамбала только грядет, она воцарится в мире, и ее правители будут управлять универсумом с помощью учения Калачакры, которое станет официальной доктриной этой страны. Шамбала также рассматривается в ламаизме еще и как внутренняя реальность особых состояний, достигаемых в процессе восхождения человека по лестнице четырех тел Будды, и потому Шамбалу следует искать внутри самого себя.

Возможность проникновения в учение Калачакратантры дается только через посвящение. Первоначальное массовое 13-дневное посвящение в Калачакратантру для неофитов дает Далай-лама. Истинное же посвящение, дающееся строго индивидуально ламой-божеством ученику, является трудным путем преобразования тела и сознания человека посредством принятия на себя четырех тел будды, итогом чего должно стать достижение адептом тела ади-будды Калачакры, состоящего только из очищенных энергий и сознания. Такова конечная цель учения и практики ламаизма.

Литература:

1. Востриков А.И. Тибетская историческая литература. М., 1962;

2. Дылыкова В.С. Тибетская литература. М., 1986;

3. Молодцова Е.Н. Традиционные знания и современная наука о человеке. М., 1996;

4. Roerich G.N. The Blue Annals. Delhi, 1988.

Е.Η.Молодцова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ламаизм — -а, м. Тибето-монгольская форма буддизма. Малый академический словарь
  2. ЛАМАИЗМ — Одно из течений в буддизме: распространено в Тибете и Внутр. Монголии (КНР), МНР, а также в отд. р-нах Непала и Индии. В СССР Л. имеет нек-рое число последователей в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской АССР. ===== Процесс складывания... Советская историческая энциклопедия
  3. ламаизм — Лам/а/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Ламаизм — Одно из течений в Буддизме; распространено в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР... Большая советская энциклопедия
  5. ламаизм — орф. ламаизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. ламаизм — ЛАМАИЗМ а, м. lamaisme m. Форма буддизма, появившаяся в Тибете в 7 в. и в 16-17 вв. , получившая распространение в Монголии. Крысин 1998. С 15 века у степных народов складывается буддистская церковь — ламаизм. Кир 1991 №... Словарь галлицизмов русского языка
  7. ламаизм — см. >> вера Словарь синонимов Абрамова
  8. ламаизм — ЛАМАИЗМ -а; м. В Тибете и Монголии: форма буддизма, возникшая в 14 в. Буряты исповедуют л. ◁ Ламаистский (см.). Толковый словарь Кузнецова
  9. ламаизм — [тибет. ] – секта тибето-монгольского буддизма, возникшая в конце 14 в. в Тибете и в 16 – 18 вв. распространившаяся на севере Центральной Азии среди монгольских народов; высшее духовное лицо – далай-лама. Большой словарь иностранных слов
  10. ламаизм — ЛАМА’ИЗМ, ламаизма, мн. нет, ·муж. (рел.). Особый вид буддизма, возникший в Тибете и Монголии. Толковый словарь Ушакова
  11. Ламаизм — Самая распространенная из позднейших сект буддизма, исповедуемая ныне в Китае обывателями Тибета, Тангута, Кукунора, Алашани, всей Монголии и бывшей Чжунгарии, а в России — бурятами, некоторыми тунгусами и калмыками. Во всех этих странах... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  12. Ламаизм — Европейское название ряда буддийских религиозных форм, образовавшихся в результате симбиоза ваджраяны с местными добуддийскими верованиями, преимущественно шаманизмом и культом природы и предков: тибетский буддизм, монгольский буддизм... Краткий религиозный словарь
  13. ЛАМАИЗМ — ЛАМАИЗМ — тибето-монгольская форма буддизма. Возник в Тибете в 8 в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (Китай) — в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии. Большой энциклопедический словарь
  14. ламаизм — ламаизм м. Одно из течений буддизма, возникшее в VII в. в Тибете и во Внутренней Монголии, а в XVI — XVIII вв. получившее распространение в Монголии и России (в Бурятии и Калмыкии). Толковый словарь Ефремовой
  15. ламаизм — ЛАМАИЗМ, а, м. Возникшая в 1415 вв. н. э. и распространённая в Тибете, Монголии и нек-рых других странах разновидность буддизма, характеризующаяся множеством бытовых обрядов, магических приёмов и заклинаний. | прил. ламаистский, ая, ое. Ламаистская церковь. Толковый словарь Ожегова