КУНИЦЫН

КУНИЦЫН Александр Петрович [1783, с. Кой Кашинского у. Тверского наместничества – 1(13) июля 1840, Петербург] – русский правовед, социальный мыслитель. Происходил из семьи священнослужителя. Получил начальное духовное образование. Окончил Петербургский педагогический институт (1803–07), Гейдельбергский и Геттингенский университеты (1808–11). С 1811 адъюнкт-профессор нравственной философии и правоведения в Царскосельском лицее, где оказал влияние на формирование взглядов А.С.Пушкина и будущих декабристов. В 1817–21 профессор Петербургского Главного педагогического института. В 1821 уволен с запрещением преподавательской деятельности, экземпляры книги Куницына «Право естественное» были изъяты и сожжены. С 1826 служил в различных ведомствах, в т.ч. с 1838 председателем Комитета по надзору за печатанием «Полного собрания законов». С 1840 директор Департамента иностранных исповеданий.

Восприняв отдельные просветительские идеи, основывал свои труды «Изображение взаимной связи государственных сведений» (1817), «Право естественное» (ч. 1–2, 1818–20), а также учебные курсы по теории права на принципах теории естественного права, общественного договора, народоправства и просвещенного абсолютизма. Однако в целом его мировоззрение непросветительское. Природное, первоначальное, «естественное» равенство людей означает формальное равенство всех перед законом. Закон должен предоставлять гражданам «равные права и обязанности», но при этом формально-юридическое равенство перед законом не совпадает с реальными правами: Куницын выступал против имущественного, экономического равенства, равного распределения земли. Разделяя всех граждан на «свободных» («владельцев» частной собственностью) и «несвободных жителей», считал, что последние не могут иметь политических прав. Развивая в теоретических курсах идеи народоправства, фактически Куницын был противником демократической республики и всеобщего политического равенства. Теорию происхождения общества выстраивал, исходя из убеждения, что человек по своей природе стремится улучшить свое собственное положение. Но при объединении людей для совместного преодоления трудностей появляется и общая цель – достижение «общего блага». Именно договорный принцип устройства общества позволяет не ущемлять свободу личности, сочетая ее со свободой и равенством членов общества. Свобода и равенство являются неотъемлемыми правами человека. В истории философии развивал идею прогрессивного развития общества через первобытную и пастушескую к земледельческой форме хозяйствования. Теоретически признавая превосходство конституционной монархии над самодержавием, выступал против тирании и республики, против революции, принимая только постепенные, мирные пути развития и совершенствования общества. Умеренная критика Куницыным крепостного права сводилась к указанию на нравственное зло и экономическую невыгодность подневольного труда.

Сочинения:

1. Право естественное. – В кн.: Русские просветители, т. 2. М., 1966;

2. Энциклопедия прав. – В кн.: Избр. социально-политические и философские произведения декабристов, т. 1. М., 1951;

3. Изображение системы политических наук. – «Красный Архив», 1937. № 1(80).

Литература:

1. Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.

И.Ф.Худушина

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Куницын — Александр Петрович (1783 — 1.7.1840), русский просветитель, последователь А. Н. Радищева. В 1811—1817 адъюнкт-профессор в Царскосельском лицее... Большая советская энциклопедия
  2. КУНИЦЫН — см. КУНИН Словарь русских фамилий
  3. куницын — См. куна Толковый словарь Даля