КУЛЬТ

КУЛЬТ (лат. cultus, обычно выводят от colo – почитать, возделывать или, по Флоренскому, от colere, вращать – «круговорот, хоровод, обращение вокруг святой реальности») – поклонение святыням, каковыми становятся коллективно значимые и принятые данной общностью идеальные ценности, трансцендентный смысл которых символически выражен в зримой форме литургического хорового строя, ритуальных жестов, обрядов, магических формул и разного рода вещественных фетишей, от тотема-животного в архаических родовых группах до икон и абстрактных сакральных знаков развитых мировых религий. Многочисленными этно-антропологическими исследованиями установлено, что именно культ составлял суть первичных элементов первобытного мышления – «пралогических коллективных представлений» (Леви-Брюль), содержанием которых является не рационально-практическое осмысление реальности, но совместное знание, со-знание потусторонних, фантастических идеалов и устремлений. Для одних символическим выражением святой идеальной ценности (Богом) становился волк со всеми его волчьими повадками и соответствующий атрибутикой (архаический Аполлон). Для других – кроткий Агнец (так называли Христа в ранней церкви). Или бык– Зевс. В культе Зевса фетишистскому почитанию и возделыванию подлежало все «бычье», напр., изготовленное в виде рогов двулезвийное орудие – священный двойной топор-лабрис. Этому топору молились, оттачивали, выделывали и всячески украшали его, но не смели использовать такой формы орудие ни для каких прагматических бытовых нужд – табу. Бычий лабрис был когда-то для прагреков столь же священным предметом культа, каковым и сегодня для верующих во Христа является крест – символ беспредельной самоотверженности Бога-Агнца, что является в христианстве наивысшей целью-ценностью.

Как возникает конкретный культ сам по себе, в силу причин естественных или как плод откровения свыше – этот вопрос остается дискуссионным. Сегодня ясно одно: решить проблему происхождения первокульта значит вскрыть механизм генезиса человеческого сознания вообще. Все идеальные произведения автономного «Я», механизм производства которых был вскрыт Кантом в «Критике чистого разума», сами по себе остаются лишь индивидуально значимыми. Такого рода чисто субъективные построения в современной психологии называются «аутистическим мышлением», всестороннее экспериментальное исследование которого оказалось делом первостепенной важности, поскольку удалось доказать, что именно с такого «мышления» начинается умственное развитие каждого нормального ребенка (Пиаже), а у взрослых людей оно иногда проявляется в ходе деструкции их сознания, как тяжкое заболевание – шизофрения (Блейлер). Вполне вероятно, что именно с чистого аутизма (с произвола воображения – Кант) начинается психика человека (проявления такой психики обнаруживаются и у животных). Но эта психика еще не сознательный разум, оперирующий устойчивыми символами и знаками с твердыми правилами смыслового их сочетания. Чтобы стать со-знанием и, соответственно, систематическим разумом, свободное воображения «Я» должно фетишизировать и утвердить в качестве априорных максим категорического императива те символические выражения некоторых из своих субъективных идеальных произведений, которые каким-то образом оказались понятными сразу многим. Другими словами, чтобы стать действительно продуктивным, безграничное воображение каждого «Я» должно было ограничиться чем-то конкретным, подчинившись диктату культа.

И неважно, что оказывается при этом опорной точкой общей ценностно-познавательной ориентации: волк или бык; дюйм или сантиметр, «частица» или «волна» у современных физиков, которые, как правило, уже не прибегают к культовой фетишизации отправных представлений своих взаимоисключающих теорий. Но для начала – антропогенетически – необходимо было что-то освятить в качестве общей ценностной максимы-аксиомы. Только собственной субъективной волей такого дела свершить нельзя. Кант понимал это и потому оставил открытым главный вопрос: как возможен категорический императив? Очевидно, что он невозможен, если под нравственной «максимой» (напр., абсолютный запрет полового влечения сына к матери), волевым путем утверждаемой как «закон природы» (в данном случае закон нейрофизиологический), не подразумевается культ (здесь – антропогенный тотемический культ экзогамии). Кант, стремясь остаться на чисто научных позициях, не счел возможным прибегнуть к культу как фундаментальному фактору, объясняющему происхождение человеческого разума. Поэтому он в рамках концепции автономной воли только вскрыл механизм «аутистического мышления».

Функция культа – производство коллективного представления (прототипа понятия), т.е. организация своего рода согласия множества «автономных воль» на фетишистское закрепление сходных идеальных конструктов и совместимых целей в качестве общих непререкаемых императивов. В перспективе культ ведет к самоограничению аутистической воли «Я», к «вытеснению» (Фрейд) из целевой моторики всех самобытных душевных движений «Эго», т.е. всего того, чего нельзя представить себе отстраненно, со-знательно, как свое-чужое «Суперэго». При этом самобытные, невыразимые общезначимо-объективными средствами побуждения «автономной воли» не исчезают бесследно. В человеческой психике они составляют сферу бессознательного, которое остается у каждого живым источником творчества новых ценностей. Но в рамках подавляющего господства архаических тотальных культов бессознательное обычно способно проявлять себя лишь в сновидениях или психоневрозах. Ослабление первобытного фетишизма с тенденцией превращения культа в культуру обычно ведет к творческому взлету в самых многообразных его проявлениях. Но и при этом общезначимая, т.е. ценностно-культовая аксиоматика, остается для большинства членов данной культурной общности объективным критерием расчленения всего мыслимого и сущего на добро и зло, должное и запретное, красивое и безобразное. В природе самой по себе, в «мире божьем» нет ни добра ни зла. Но – «вкусили они от древа познания и познали, что есть добро и есть зло». Такова библейская формула первородного греха смертного. От «безвинных» животных люди принципиально отличаются тем, что посредством культового фетишизма обретают возможность превращать свои изменчиво-произвольные аутистические представления в устойчиво-объективные идеальные цели-понятия. Тем самым они получают способность самовольно оценивать и, исходя из своей самодельной аксиоматики (магической, а затем и логической, математической), по-своему познавать и практически перестраивать всю «негодную» данность, т.е. весь «божий мир», стремясь исправить его, привести в соответствие со своими разными в разных конфессиях и культурах коллективными фантастическими идеалами. Это – бунт против «божьего мира», который грозит катастрофой всему мирозданию и потому, по библейской версии, – «смертный грех».

Есть основания предполагать, что все понятия, которыми оперирует человеческое мышление, в конечном счете можно вывести из ценностно-культовых источников, хотя, конечно, между современными научными понятиями (такими, как квант, радиоволны) и первородными культовыми фетишами – дистанция огромного размера. Принципиальная разница между ними заключается не только в их содержании, но в их интенции и в способе их построения.

Каждый культ по-своему выполняет свою функцию организации совместной человеческой жизни. Задаваться вопросом, какой из многочисленных культов единственно «истинный», столь же бессмысленно, как спрашивать, какой из многих известных нам языков является подлинным. Разные культы с различными коллективными фетишами порождают и разные типы совместной ценностной ориентации – разные типы культов.

Ю.М.Бородай

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КУЛЬТ — КУЛЬТ (от лат. cultus — почитание) — англ. cult; нем. Kult. 1. Преклонение, возвеличение, обожествление к.-л. или ч.-л. 2. Неформальная религиозная группа, часто медитативной природы. Социологический словарь
  2. Культ — (от лат. cultus – уход, почитание) 1) один из обязательных элементов любой религии (телодвижения, чтение или пение и т.п.), выражающийся в особых магических обрядах... Словарь по культурологии
  3. КУЛЬТ — Религиозный (лат. cultus — почитание) — 1) Система почитания сверхъестеств. сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, молитв, богослужений, таинств и т. Советская историческая энциклопедия
  4. культ — Культа, м. [латин. cultus] (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный культ. 2. Восхищенное поклонение, почитание. Культ Пушкина у русских поэтов. І Служители культа (офиц. нов.) – духовенство. Большой словарь иностранных слов
  5. КУЛЬТ — КУЛЬТ (от лат. cultus — почитание) ,1) один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. Большой энциклопедический словарь
  6. культ — орф. культ, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. Культ — Религиозный (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. Большая советская энциклопедия
  8. культ — -а, м. 1. Религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды. Культ Диониса в древней Греции. 2. кого-чего. Поклонение кому-, чему-л., почитание кого-, чего-л. Культ личности. Культ разума. Культ красоты. Малый академический словарь
  9. культ — культ I м. Совокупность обрядов и ритуалов, установленных церковными канонами. II м. Религиозная синкретическая организация (церковь, секта)... Толковый словарь Ефремовой
  10. культ — КУЛЬТ, культа, ·муж. (·лат. cultus) (·книж. ). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. | Совокупность религиозных обрядностей. Православный культ. 2. Восхищенное поклонение, почитание. Культ Пушкина у русских поэтов. • Служители культа (офиц. неол.) — духовенство. Толковый словарь Ушакова
  11. культ — I. КУЛЬТ а, м. culte m. <�лат. cultus почитание, поклонение. 1. Религиозное служение божеству; совокупность обрядов какой-л. религии. БАС-1. Я впрочем не очень люблю тот culte Богородицы, который существует в Русском быту и отчасти в церкви. 8. Словарь галлицизмов русского языка
  12. культ — КУЛЬТ -а; м. [лат. cultus] 1. Религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды. К. Диониса в древней Греции. Служители культа (духовенство). 2. кого-чего. Поклонение кому-, чему-л., почитание кого-, чего-л. К. личности. К. разума. Толковый словарь Кузнецова
  13. культ — КУЛЬТ, а, м. 1. В религии: служение божеству и связанные с этим действия, обряды. Христианский к. Служители культа. 2. перен. Преклонение перед кем-чем-н., почитание кого-чего-н. (книжн.). К. личности. | прил. культовый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
  14. культ — Заимств. в середине XIX в. из нем. или франц. яз., где нем. Kult < франц. culte, восходящего к лат. cultus «почет, почитание, уход», суф. производному от colere «возделывать, ухаживать». Отсюда же культура, культивировать. Этимологический словарь Шанского
  15. культ — Культ/. Морфемно-орфографический словарь
  16. культ — Служение, обожание, поклонение Ср. Генеральша Майорова самая "отчаянная" из всех психопаток, создавших целый культ поклонения тенорку... Боборыкин. Дома. 5. Ср. Фразеологический словарь Михельсона